Обзор на Samyang (Rokinon, Bower, Pro-photo итд) 14mm f/2.8 UMC II (под Nikon)

Супер-ширик, он же ultra-wide объектив нужен далеко не всем фотографам, и довольно часто вроде и нужен, но «изредка». Ширики — объективы специфические, как телевики сильно «сплющивают» перспективу (очень далекие объекты могут казаться на фото стоящими по соседству)  так ширики ее «расплющивают» — стоящие рядом объекты могут казаться куда более разнесенными чем на самом деле, пропорции объектов могут очень сильно исказиться.  Ну и очевидное — ширики незаменимы для ситуаций, когда надо «засунуть в кадр все», например в помещениях. При этом ширик может как передать масштаб и грандиозность панорамы, так и «схлопнуть пространство» — величественная картина из реальности вдруг оказывается на экране какой-то мелкой и не впечатляющей. Ультра-широкое фокусное расстояние одно из самых капризных, требующих умения для использования но зато и способное внезапно удивить совершенно неожиданным взглядом на вещи. Один и тот же сюжет может стать более экспрессивным (а может — более скучным) при использовании ширика.

50mm-vs-14mm.jpg

Это не совсем корректный пример, я его собрал на коленке специально для демонстрации эффекта «подойди ближе» и для 14мм пришлось использовать импровизированное макрокольцо.  Но пример довольно показательный — на ширике один из любимых приемов это как раз вот так необычно исказить восприятие сцены. Ширик позволяет заснять объект крупно, заняв им значительную часть кадра и преувеличив его влияние на зрителя, размазав остальной фон сзади. Хотя самое популярное использование — это, конечно, «запихнуть в кадр все», примеры которого — ниже.
Кстати, не стоит путать «ширик» и «фишай» — угол зрения у этих объективов может быть схожим (фишаи часто еще шире) но ширик хоть и искажает — все же старается искажать как можно меньше, прямые линии пытается оставить прямыми хоть и тянет углы. Фишай — «фановый» объектив, сильно искажает раздувая прямые линии в «подушку». Лично мне фишаи не нравятся, особенно с массовой модой на гопро, у которой как раз фишай объектив, хоть и умеренный.

Проблема с супер-шириками в том, что на любых системах эти линзы довольно дорогие.  Сделать ультраширик достаточно сложно, стекла на него уходит «много» (или получается очень темный ширик) а сами объективы идут уже как «полупро» и «про» и стоят соответствующе.  Родные 14mm фиксы при  довольно «бюджетной» светосиле f/2.8  стоят под ДВЕ ТЫСЯЧИ долларов каждый. У никона есть еще более хорошее предложение — зум 14-24 2.8 который при цене в теже 2000 абсолютно всем лучше фикса кроме габаритов и веса (удивительный случай).

Однако 2000 баксов — это 2000 баксов, и если раньше это было дорого то с все падающим за нефтью курсом рубля — уже космически дорого. Однако выход, как говорится, рядом — это отличный объектив от «стороннего» бренда Samyang — 14mm 2.8.  Он стоит на порядок меньше родных — около 300$ имея по сравнению с ними всего лишь один более-менее значимый недостаток — отсутствие автофокуса.

Объектив обычно называют Samyang, но вообще там может быть целая куча вариантов — Rokinon, Bower, Pro-photo — это только те, что попадались в прайсах мне. Насколько я в курсе — все это один и тот же объектив, просто зачемто выпускающийся под разными брендами.

Вот так он выглядит на камере Nikon D600

_SAM2153.jpg
Объектив имеет большую сферическую переднюю линзу, не позволяющую одевать светофильтры и отлично собирающую неосторожные отпечатки пальцев. Чтобы как-то защитить объектив к нему приделана небольшая несъемная бленда. По факту, она, разумеется, только выглядит как бленда, выполняя сугубо защитную и декоративную функции. Объектив поставляется с довольно внушительной передней крышкой — она на фото сзади за фотоаппаратом. Моя версия имеет бренд Rokinon, как я понял этот подбренд создан для продаж на американском рынке.

У объектива есть кольцо диафрагм и очень плавное, как и положено механическим объективам кольцо фокусировки. Также UMC объектив оснащен «чипом» — он умеет «общаться» с электроникой камеры и с объективом работают экспозамер и все режимы PASM (вместо только M или A и M как на всех объективах без чипа), корректно записывается EXIF. Объектив ничем не отличается от «родного» переключенного в режим ручной фокусировки.
Существуют версии объектива Cine (кинематографический). Он называется 14mm 1.5t и отличается плавной диафрагмой без стопов.
Существует версия без чипа (в названии не будет UMC) — на ней не будет писаться EXIF а режимы PASM будут работать в зависимости от особенности конкретной камеры но по сути возможны только M и A т.к. управлять диафрагмой камера тоже не может.
Я читал про то, что первые версии объективов были «софтящие». И читал что UMCII точно резкие. Себе искал UMCII и он, подтверждаю, очень резкий.

 

Отсутствие автофокуса и ручной фокус

Это главный недостаток самьянгов — отсутствие АФ. У них целая линейка прекрасных объективов, легко надирающих задницу родным аналогом по оптике, имеющие в разы более низкую цену и именно механический фокус (ну и не желания брать «не оригинал») становится брейкдилом при покупке.

Отдельный лучик поноса никону (да и кенону) — за отсутствии (массовое выпиливание) ловушки фокуса. Это такая приблуда, которая позволяет создать «квази АФ» — фотограф зажимает пуск и крутит кольцо диафрагмы. Как только фазовые датчики зафиксировали попадание камера сама делает кадр. При должной сноровке получается не сильно медленее полноценного Аф, а иногда и быстрее. Эта фишка есть на многих _дешовых_ камерах Nikon у которых нет привода АФ для старых не AF-s стекол («отвертки»). Дабы снизить непривлекательность таких тушек во времена, когда большинство оптики было еще без внутренних моторов, никон делал на тушки эту самую «ловушку». А от туда она попадала и в младше-средние тушки типа d90 хотя отвертка там уже была. Ироническая уродливая гримаса капитализма в том, что в дорогие аппараты эту фичу не ставили и я даже что то мельком читал про то, что в, кажется, d800 ее потом отдельно убирали обновлением прошивки. Т.е. ухудшали функционал камеры! Разумеется, это блядство никон подавал как «забота о фотографах» — якобы кто-то там обратился с просьбой «изменить функционал кнопки блабла» — написана была какая-то беспомощная хуета, нелепейшим образом оправдывающая решение отрезать этот функционал.
Возможно я не прав, и решение вызвано техническими причинами (друг сапожник с «волшебным фонарем» на марк2 говорит что эта ловушка там есть но работает очень плохо) но особых причин убирать никому (кроме выдуманных самим никоном виртуальных просильщиков) не мешавшую функцию чисто из-за неуверенной работы я не вижу, зато очевидно, что ловушка может напрямую подрывать продажи родных АФ стекол — множество любителей предпочтут в несколько раз более дешевое неродное стекло при столь незначительном увеличении неудобства.

Но именно на 14мм потеря АФ — куда меньший недостаток, чем на более длинных фокусных. Дело в том, что по законам оптики чем меньше фокусное тем шире ГРИП, а во вторых — тем ближе начинается «бесконечность».  И то и другое на 14мм легко заметить в полной мере — бесконечность начинается всего примерно с трех метров а грип не слишком узкий даже на полностью открытой. Т.е. даже промазав по фокусу, эффект будет «как на мыльнице» — размытие объекта достаточно несильное.  И для массы случаев подходит просто «бесконечность» которую нет никаких проблем выставить вручную.

Разумеется, АФ есть АФ и часто его отсутствие создает неудобства. Но, повторюсь, именно на ultra-wide эти неудобства наименьшие.

Ну и особенности фокуса у самьянга 14мм — очень плавное кольцо фокуса, примерно полный оборот что даже более «точно» чем нужно для всего то 3х метров. И «перелет» за бесконечность в крайнем дальнем упоре.  Это стандартная фишка, тянется с первой версии и я ума не приложу, зачем так сделано. На кольце объектива даже нанесена соответствующая риска «бесконечность» ставить по которой удобно (кроме случаев когда вы в кромешной тьме) но все же еще удобнее — просто докрутить до упора.  В сети есть даже мануалы, как таки «дотюнить» кольцо чтобы бесконечность была именно по упору кольца.

К сожалению, через пару лет владения у меня случился и другой недостаток — бесконечность уехала совсем. Повидимому, я както неправильно эксплуатирую стекла, т.к. уезд случился и на одном другом фиксе хотя и не могу представить, что же можно делать не так с объективом. Может карма ) Но, к сожалению, факт факт — во время одной поездки мой Samyang/rokinor вдруг «провернулся» гдето там внутри, и бесконечность исчезла совсем. Две попытки починить самостоятельно по мануалам из интернета (про доводку перелетающего АФ) эффект принесли не впечатляющий (бесконечность вытащили но както «не так») и временный — через некоторое время бесконечность опять уехала. Массовых жалоб на это я не помню, так что возможно мне не повезло с экземпляром или экземпляру не повезло со мной.

Наводка на резкость вручную мало отличается от работы любой другой линзы, разве что субъективно мне кажется — датчик камеры с этим объективом чаще ошибается, показывая фокус там где его нет.

Оптические качества

Резкость у объектива отменная — на никоне она совпадает с великолепным 14-24 2.8 и даже лучше чем родного 14мм (напомню — за 2000 долларов!. Даже если на bh когда я смотрю какая-то ошибка, он все равно стоит не меньше 1000, т.е. в 3 раза дороже).

Samyang 14 2.8 резкий уже с открытых 2.8, хотя на них можно заметить небольшую «мягкость». Уже со следующего стопа резкость на моем d600 по сути попиксельная и остается такой где-то до типичных f/11 когда ее начинает съедать уже дифракция.

Фотки с разных значений диафрагмы, фулл сайзы по ссылкам или на яндекс-фотках по клику

14mm_28.jpg
f/ 2.8. Full size

14mm_32.jpg
f/3.2 Full size

14mm_35.jpg
f/3.5

14mm_40.jpg
f/4.0 Full size

14mm_50.jpg
f/5.0 Full size

14mm_71.jpg
f/7.1 Full size
Искажения (distorsion)

У объектива есть довольно существенные и довольно сложные дисторсии, и это был бы недостаток, но давным давно созданы профайлы, отлично эти искажения правящие.  Более того — далеко не всегда нужно применять эти профайлы — иногда с ними результат _хуже_ чем без них. Дело в том что ширик в любом случае сильно «тянет» изображение и если снимать, например, людей — чем ближе они будут к краям изображения тем заметнее их вытянет. Правка искажений этот эффект усиливает, так что когда в кадре люди, очень часто «без профайла» лучше чем с ним.  Ну и на большинстве реальных фоток даже без всяких людей «искажение» незаметно, можно ничего не править.

Примеры фото с явно видимым рисунком искажений и тот же кадр исправленный профилем в лайтруме
14mm_distort.jpg
Оригинал (сорри за колорит) Full size

14mm_distr_fixed.jpg
Исправленная профайлом версия Full size

Впечатления и снимки
Я очень доволен покупкой этого объектива. А глядя на качество его себе потом взял и мой друг кенонист. К слову, он постепенно стал поклонником Samyang, докупив 35 1.4 и 85 1.4 от этой же фирмы.
Samyang 14 2.8 UMCII (мой экземпляр под брендом Rokinon) — хороший резкий объектив, со всеми особенностями «супер ширика». Я пользуюсь им 2 года, снял на него немало неплохих кадров и множество оказались унылыми, хотя когда снимал думал что будет бомба :) 14мм — это капризное фокусное :)
Отсутствие АФ абсолютно не мешает при основном моем сюжете на него — пейзажей всех видов. Слегка неудобно при съемке помещений и неудобно как любой другой мануал — при съемке людей. Неудобно тем, что людей обычно напрягает позировать дольше 3-5 сек. В таких условиях еще и часто тупит датчик АФ фота, ошибаясь.
Отдельная забавная особенность — объективом можно отлично снимать селфи, удивляя друзей качеством кадра с «мобилки» )) И тут тоже отсутствие АФ несколько неудобно. Хотя если делать это регулярно можно просто выучить какому положению кольца соответствует «вылет» вашей руки )
Объектив легко ловит солнце, чью-то руку или ногу, иногда даже вашу собственную — в такие моменты кажется, что ширик имеет 360 градусов захвата.
Наверняка объектив незаменим для риэлторов — именно на него можно встав в один угол снять почти целиком даже небольшую комнату. Правда объектив ее «замельчит» — комната покажется каморкой, часто вытянутой. Хотя визуальный эффект может сильно изменится если добавить в кадр для масштаба, например, человека.
Объектив хорош для «захватить все» когда есть это самое «все» для захвата. Если у вас панорама с чистым небом и объектами в отдалении — на 14мм скорее всего будет скучноватый кадр где все очень далеко и очень мелко. А вот если горит закат с тучами на все небо — ширик это красиво передаст.

 

Река в районе сел Кинель, Бобровка, Самара
 


Самара, новостройки в районе Оврага Подпольщиков
 

Тренировка любительской хоккейной команды на крытом катке пос. Мехзавод, Самара
 

Красная Глинка ночью
 

Кировский мост зимой
 

Закат
 

Незасеянные выгоревшие холмы возле с. Гавриловка
 

DSC_5673.jpg

DSC_6627.jpg
 

DSC_6658.jpg
 

Сплав по реке койва, красоты, дерево нависает над рекой
 

Сплав по реке Койва - Плот с гитаристом


Follow Me Кировский Мост

DSC_5783.jpg

DSC_1397.JPG

DSC_2612_2k.jpg

DSC_0557_2k.jpg