Фотосистема Samsung NX — любовь и презрение в одном флаконе

За примерно полтора года я прошел путь начавшийся с довольного владельца фототехники Samsung — их беззеркальной системы NX, которая, внезапно, оказалась одной из самых интересных на этом рынке, подвинув известные фотобренды. К сожалению, в последствии отношение сильно изменилось, когда оказалось, что «Сумсунги» — очень ненадежны. И сразу после этого, что гарантия на камеры и объективы от самсунг — просто липа, а компания ведет себя как мелкий базарный мошенник. Но обо всем по порядку. 

Года два назад, на все растущей популярности беззеркальных систем я тоже задумался о такой камере как «второй» повседневной. Изучив все, что было на рынке (т.к. для фотодрочера это само по себе увлекательное занятие) я составил свой шорт лист. Основным моим требованием к БЗК была компактность+качество основной связки тушка+объектив.  Быстро выяснилось забавное — при всей любви рекламы БЗК упирать на значительную компактность и легкость БЗК систем, принципиальной разницы с зеркалками как то не получалось. «Принципиальная разница» — это когда я вместо рюкзака или сумки с аппаратом могу обойтись небольшой _не_ фотосумкой под документы, которую я и так с собой беру либо вообще аппарат уместиться в карман.  Логика тут простая — если уж я тащу с собой фотосумку или фоторюкзак — +/-  20-30% веса уже как правило не играют для меня роли. Ну и к чему мне терпеть все недостатки БЗК не получив в замен ничего, кроме «моды»?

Все БЗК, включая агрессивно пиарящиеся Fuji и Olympus имели в арсенале весьма компактные тушки с крупными APS-C (4/3 в случае оли) матрицами, но тушка сама по себе не снимает, а установка габаритного объектива моментальна уничтожала всю замечательную компактность — аппарат становился не принципиально меньше и легче чем ЗК с аналогичным объективом.  Очевидный выход — использовать «панкейки» — объективы-блинчики названные так по очевидной причине соответствующих габаритов. Но быстро оказалось, что хоть «блинчики» и есть на всех системах. по настоящему интересных мне блинчиков очень не много. «Интересный» мне блинчик должен был сочетать два условия — иметь светосилу не меньше 2.0 и ЭФР близкий к 50мм.   Выбор таких параметров был обусловлен тем, что 50мм — наиболее универсальное и удобное для повседневного ношения фокусное, а светосила 2.0 — это тот минимум, ради которого вообще стоило бы заваривать кашу. Более темное стекло резко отбрасывало систему куда-то к уровню чуть ли не телефона как только сгущались хоть небольшие сумерки. Ну и размытие фона для портрета никто не отменял.

Тут то выяснилось, что даже хотябы удовлетворяющих хотябы светосиле 2.0 блинчиков — считанные единицы. На олимпусе есть Panasonic 20mm 1.8 (эфр 40мм), у Canon на их совершенно невразумительной тогда системе был 22мм 2.0, у Fuji — 18мм 2.0. И, неожиданно, на Samsung nx — 30mm 2.0. При ближайшем сравнении Samsung совершенно неожиданно выиграл забег —  30 2.0 от производителя телефонов и пылесосов вдруг оказался на голову интереснее всех именитых, изо всех сил пыжащихся фотовендоров.  Так я выбрал систему Samsung NX — купил продающийся еще по «докризисной» цене аппарат nx2000 + 20-50mm всего за 10тр и тот самый Samsung 30 2.0 — тоже за относительно скромные 8-9тр (при цене на блины конкурентов раза в два выше). Так моей повседневной компактной БЗК системой дополняющей основной Nikon стал Samsung NX.

NX2000 была, как говорится «неоднозначная» камера. Это «galaxy-camera» скрещенная с БЗК, и позиционируя ее маркетологи с одной стороны сделали небывало большой экран, а с другой — кастрировали максимум физических кнопок.  При этом сама матрица у камеры, как водится, одна на все поколение, и качество фотографий весьма приличное — что по ДД, что по шумам, что по передаче, 20мп матрица отрабатывала очень достойно. Через пару месяцев, однако, я заметил небольшую «поломку» — на LCD экране появились не слишком яркие но вполне заметные линии. Причем линии эти шли поверх совершенно нормально работающего изображения (т.е. это не отход шлейфа) и вообще не сильно мешали, но вот были. Я не придал особого значения и по гарантии ничего не понес. Откуда мне было знать, что это первый звоночек ;).

А вскоре и сдавать стало нечего — мой NX2000 благополучно утонул в Уральской реке Койва по моей собственной беспечности. Жальче всего было новенький объектив nx30 2.0.

Связка мне понравилась. Я успел привыкнуть всегда иметь собой маленький аппарат, снимающий как  «кроповая зеркалка плюс фикс 30 1.8» только габаритами в два-три раза меньше.  Объектив 30 2.0 — со всех сторон был просто замечательный. Очень маленький (если бы не дурацкое выступающее кольцо байонета самсунга, аппарат+30ка были бы просто удивительно тонкими для APS=C), очень резкий даже с 2.0, он прекрасно разрешал все 20мп камеры, что было даже немного неожиданно.

Немного подумав, я решил купить другой аппарат Samsung и еще один 30 2.0.  В момент утопления, как раз вышла новая версия «старшего компакта» — на смену NX300 пришел NX500, главным достоинством которого стала запись видео в 4К. Видео я снимаю регулярно и 4К стало очень весомым поводом задушить жабу и вместо бу nx300 которую, разумеется, можно было бы найти с приличным дисконтом взять новинку.  В пользу nx500 было еще и то, что хоть камера и стоила «взрослые» ~700 баксов (а я то брал «игрушку» — вторую камеру на каждый день в пару к Nikon d600), но вот среди 4к камер (которых, вообщем то, раз-два и обчелся) с большой матрицей это был, внезапно, самый дешевый вариант. Даже ближайший Panasonic gh4 был хоть и старее — но все еще дороже.  Так что, решено, нечего жопиться, фотоаппарат — это почти инвестиция, все мои камеры (кроме утопленной по беспечности) служат мне много лет, беру nx500.

30 2.0 на этот раз получилось найти в бу на авито, и его я заполучил совсем дешево в состоянии почти нового.

Связкой nx500+30 2.0 а также с кучей никоновский объектив через переходники я пользовался долго, так что могу написать полноценный обзор на аппарат, но тут постараюсь ограничиться компактным обзором плюсов и минусов как конкретно NX500 так и системы Samsung NX вообще:

  • Матрицы и их возвможности хорошие. Нет никаких претензий по цветам, динамическому диапазону и шумам. Для кропа все результаты очень достойные — как и положено современным кропам, они совсем немного уступают ФФ.
  • Поколение 2015ого года на NX1 и NX500 имеет 28мп и это уже некоторый перебор. 20мп «прошлого» поколения было в самый раз а единственный плюс лишних 8мп — выкроп. Если использовать телевики, то кроме самого 1,5 кроп фактора можно выжать еще 1,5 просто выкропом и все равно получить очень приличные 10-12мп итогового изображения — у многих не топовых телевиков их детализация кончится раньше, чем пиксели у этой матрицы.
  • Небольшой минус всей системы — самый большой  среди БЗК рабочий отрезок. Во первых — это реализовано в виде странного торчащего из аппарата полсантиметрового кольца байонета. Конструктивно, наверное, так было проще но мне по барабану — мне это кольцо мешается, оно съедает изрядную долю экстремальной компактности, которую имел бы любом из маленький аппаратов Самсунга с блинами вроде 30 2.0. Еще один минус относительно удлиненного рабочего отрезка — невозможно (или крайне сложно) сделать полноценный переходник на байонет Leica M. На старый и неактуальный лейковый М39 переходники еще есть, на «новый», т.е. актуальный Leaica M — не существует. Я искал много раз — нет. Разница рабочих отрезков всего 2мм, плюс, видать, там еще неудачно совпали сами отверстия, и  самые пафосные дальномерные объктивы на самсунг полноценно не прикрепить. Не конец света но все же — больше ни на одной приличной БЗК системе такой глупости нет.
  • Линейка объективов с одной стороны имеет самый классный блинчик среди всех бзк систем вообщем.  Даже у пафосных «чиста-фото» брендов Fuji И Olynpus нет такого же дешевого, и при этом классного объектива, прямого аналога замечательных 1.8 полтосов с зк систем.  Но кроме этого 30мм 2.0 на системе есть, например, 16мм 2.4, 20мм 2.8, фишай 10мм 3.5 — по наличию реально компактных вариантов это чуть ли не самая лучшая линейка.   С другой же стороны, линейка родных линз бедная. Есть 45 1.8, если 85 1.4, есть ужасно хрупкий ширик 12-24 и другие зумы. Если на olympus и Fuji линейка оптики стараются быть солидной и профессиональной, как минимум закрывая все основные прошные фокусные соответствующими объективами, на самсунге все было куда скромнее. Безусловно, переходники позволяют ставить соответствующую оптику с любой ЗК системы но переходники это потеря АФ и лишние неудобство. Если Олимпус, Фуджи, Панасоник и Сони (в ФФ серии) позиционируют свою технику как профессиональную, способную полностью удовлетворить запросы работающего фотографа, Самсунг так не делает т.к. не может — у него просто нет всех нужных объективов.
  • В купе к заметной бедности линейки оптики, она еще и чуть ли не подчеркнуто любительская. Все пластиковое, и хоть и не сказать что несолидное, но по факту как выходит что и прочность тоже пластиковая — в отличии от тех же ЗК систем где пластиковый объектив только легче железного а по надежности уступает не так уж сильно. В вышеупомянутых олях и фуджиках линзы, как и старшие аппараты, сделаны на совесть. Все объективы на самсунге, похоже — пластиковые погремушки с очень скромным запасом прочности. Доходящим до феерически ущербного 12-24, который развалился у меня просто на байонете т.к. конструкция — то ли невероятная глупость конструкторов, то ли намеренное «програмирование» на быстрый слом. Если объективы от Canon или Nikon (судя по виду — большинство объективов на любой системе кроме самых самых младших китов) это настоящая инвистиция, купленный раз он может 20-30-50 лет работать переходя с тушки на тушку, самсунговский объектив, похоже, разваливаться примерно тогда же, когда устареет очередная цифровая тушка — через 3-5 лет максимум.
  • Линейка аппаратов, зато, «как надо». Есть младшие модели nx1000-nx2000-nx3000-итд, которые очень умеренно стоят и, вообщемто, являются отличной заменой аппаратов типа Canon 1100d-1200d. То же качество, только компактнее. Есть nx200-300-500, которые все еще компактные но в них запихано все, что можно запихнуть в этот корпус. Получается превосходная продвинутая но компактная камера. Топ в линейке — NX1, большой и заметно более дорогой аппарат. Зеркальная эргономика, ЭВИ.  Все сегменты перекрыты, при этом все камеры четко на своих местах, путаница только в младшем сегменте где маркетологи устроили традиционную чехарду версий и подверсий (в которой новый nx3000 может быть хуже чем nx2000, например).
  • Полный фарш. Старшие модели умеют все, что должен уметь современный аппарат — коннектится со смартфоном, управлятся со смартфона, передавать фотки на смартфон, ставить GPS метки, даже NFC поддерживают.
  • И, к сожалению, неожиданным сюрпризом становится качество. Но об этом будет ниже.

Конкретно по NX500 которым я активно пользовался год:

  • Вполне компактный, при этом достаточно солидно, приятно выглядит, хорошо (для такого размера) лежит в руке, метал в конструктиве, две крутилки + колесо режимов, поворотный экран, кнопочек хватает для всех популярных функций. Вообщем, констрктивно все хорошо.
  • Полный фарш по настройкам-фичам, есть все что нужно: пересылка на смарт и управления со смарта, интервалометр (тайм-лапс без отдельного пультика), все нужные режимы. Фокус пикинг и 100% зум при использовании мануальной оптики.
  • 28мп матрицы показалась мне чуть похуже чем 20мп — цветовой результат у старого варианта иногда лучше чем у нового, при этом лишние 8мп никакого особого кайфа не добавляют. Но в целом матрица хорошая — у нее отличные показатели по замерах DxO среди всех БЗК. И шумы, и цветопередача — на уровне лучших в классе а то и просто лучшие.
  • 4к видео. Это самая дешевая крупноматричная 4к камера. У 4к есть недостаток в виде  дополнительного выкропа (если вам надо снять «далеко» то этот минус станет плюсом). Но зато идет полноматричный попиксельный съем этой выкропленной области, и качество видео идеальное — никаких пропусков строк, высокий битрейт, хорошая работа автоматики по определению ББ и экспозиции. Другие видео-режимы тоже дают отличную картинку плюс позволяют снимать 60фпс в 1080p и 120фпс в 720p.
  • Отсутствует встроенная вспышка, только горячий башмак. При этом комплектная мини-вспышечка самый неудачный вариант который можно придумать — маломощная (для внешней) неумеет поворачиватся. Комплектный вариант пыхи — худший какой только бывает (т.к. у других такая пыха встроенная, а у некоторых она выскакивающая и ее можно пальцем направить в потолок). Горячий башмак стандартный, подойдет любая пыха на стандартный башмак в мануальном режиме так что недостаток невеликий.
  • Самый большой недостаток камеры — автофокус. В режиме фото он вполне нормальный. Не хороший, а нормальный. Днем обычно все цепляет примерно как надо хотя скорость и не рекордная. При этом реклама что-то там рассказывала про гибридный (т.е. и контрастный и фазовый сразу супир-пупир) AF а получили мы самый заурядный результат — как по скорости так и по точности. Как положено, в темноте АФ ухудшается и вот у NX500 он становится откровенно слабым. Казалось бы, контрастный АФ тут должен проявлять себя пусть не быстро но зато цепко — хренушки. Очень часто камера становится слепой. Даже в лампочку специально целишь — может промазать или несхватить. Чего уж тут говорить про что-то менее контрастное.
  • Но вот самая жуть — это видео. В видео режиме АФ превращается в невероятно убогую, вредную халтуру. Это полный пи»№;ц, даже в идеальных условиях, когда проще уже некуда (пейзаж, т.е. все на бесконечности, хороший свет, статика, камера на штативе) АФ может вдруг растераться и начать елозить. При чуть более сложных условиях АФ полностью сходит с ума и начинает гулять по всему диапазону не в силах зацепить хоть что-то. АФ в видео ужасен на столько, что я бы никогда вообще его не включал для видео, но…
  • По видимому что бы добить фотографа/видика и не дать ему ни шанса снять хоть что-то в фокусе, режим ручного фокуса отдельно сломали. Если выбрать ручной режим фокусировки, на первый взгляд все отлично — камера  даже включит режим помощи — при кручении NX объектива при включенном ассисте экран будет делать мгновенное 100% увеличение с пикфокусом. Но. Если выключить аппарат и включить — объектив сбросит настройку фокуса.  А выключится (заснет) он сам через пару десятков секунд для энергосбережения. И сбросит фокус. При съемки со штатива когда заранее все настроил и ждешь момента это будет замечательным сюрпризом. Даже в объективе с механическим переключением Auto/Manual на объективе в мануале фокус все равно будет сброшен при первом же засыпании аппарата. Причем сбрасывается он не в бесконечность а наоборот, в клосфокус. Сделано ВСЕ что бы испортить кадр и усложнить жизнь.
    Ну и что бы добить владельца окончательно. Как помним, в видео АФ отвратительный. Так вот, когда выставил ручной режим фокуса и начал снимать видео — снова включиться AF. По видимому — что бы точно запороть вам сюжет.  Для видео режима АФ надо отключать не выбором соответствующего режима фокуса а отдельной незаметной иконочкой на экране. И да, она будет сбрасываться во «включено» после каждого выключения/заспыния итд. Т.е. всегда будет сбрасываться. Создатели камеры определенно старались испортить АФ в видео всеми фибрами души — просто невозможно придумать худший вариант АФ, даже если постараться. В камере, где АФ в видео надо ОБЯЗАТЕЛЬНО позволить отключить отдельной опцией в меню его наоборот сделали неотключаемым. Диверсия? ) Нарочное ухудшение аппарата — в случае Samsunga это предположение уже не кажется мне глупостью. Серьезно, отбросив сарказм — ну очень сложно представить, что бы это все совпало случайно. Обычно я приверженец бритвы Хенлона, но «случайной глупостью» объяснять весь этот пи$$ец с автофокусом очень сложно.  Самый лучший способ снимать видео на самсунге — пользоваться через адаптер сторонней мануальной оптикой с кольцом фокуса. Процент брака будет в разы ниже.
  • Типичное преимущество БЗК — возможность ставить любые объективы от ЗК и даже дальномерок через переходники. Работают помощники по фокусу — и 100% зум и фокус пикинг. Включается одним нажатием в центр джойстика, очень удобно. Единственный минус — из-за рабочего отрезка нельзя поставить линзы от самой пафосной системы — Leica M. Это может быть как ничего не значащей мелочью, если покупать  фойхтляндеры и сами дорогущие лейки вы и не собирались, так и серьезным недостатком — все таки дальномерные объективы идеально сочетаются с БЗК камерами т.к. и сами небольшие и адаптер не длинный.
  • ЭВИ нет (его на таком форм факторе или не бывает или он портит компактность камеры). Но экран — амолед, он весьма яркий, я не помню ситуаций, когда камера совсем бы ослепла даже ярким днем. Что-то да видно. Плюс «ФПС» экранчика очень хороший, вероятно 60гц, а лаг минимальный, можно считать что его нет. Плюс экран сенсорный и поворотный. В меню отдельно есть выбор «цвета амолед» или стандартные (т.к. амолед может выдавать чрезчур цветастую картинку). Короче — экран просто отличный, придраться не к чему.
  • Регулярно, без какой либо внятной системы аппарат вдруг начинает игнорировать, что в настройках качества стоит RAW и снимает в богомерзкий JPG, запарывая мне часть съемки, а иногда и всю. Иногда самопроизвольная эякуляция криворукости корейских инженеров попадает на неинтересные снимки и не мешает, а иногда убивает отличные кадры, вызывая острое желание убить никчемных узкоглазых недоносков и прочие проклятия на их головы. Никакой связи ни с чем я не заметил — просто иногда аппарат включается с игнором этой настройки — отличная иллюстрация общего качества Samsung, когда феерический ад неожиданно передает привет (и нет, я не забыл, что RAW доступен только в PASM режимах — я в других вообще не снимаю)
  • Самсунг опубликовали SDK для моделей NX500 и NX1 (у них один процессор) или не SDK, но не суть — у энтузиастов появилась вомзожность модифицировать прошивку камеры. И они начали ее модифицировать. До прекрасного Magic Latern’а, тут еще очень далеко но лиха беда — начало. Уже есть этакий наборы твиков — позволяют добавить еще битрейта к видео, добавляют отличный видео режим 2560х1440х30p без кропа. Режим мне показался очень интересным возможностью на постобработке делать агрессивную стабилизацию, потом даунскейл в 1080 и получить даже чуть большую резкость при програмной стабилизации чем сразу снимать в 1080. Плюс добавлены всякие экзотические фичи. Пока работа «надстроек» не слишком удобна, т.к. при каждом включении аппарата надо секунд 10 ждать ее загрузки но во первых лучше иметь такое чем не иметь а во вторых — дайте срок, это пока первые попытки. Как показал пример Canon’а, сама эта возможность дорогого стоит, т.к. энтузиасты нередко могут запилить очень клевых фич и вытрясти из аппарата все, на что те способны.
  • В целом, камера очень приятная. В связки с 30 2.0 он стала моей дежурной, никогда не вынималась из сумки. Связка стала тем самым, что я ждал от БЗК — «зеркалка со светосильным полтинником» которые всегда в кармане. И все бы хорошо, если бы надежность камеры соответствовала стандартам фотомира…

Иллюстрация работы АФ в видео в сложных условиях. Сумерки но света еще вполне хватает, тем более накручен 2.0 объектив. Зато постоянное перемещение и АФ просто сходит с ума, не может ухватить вообще ничего. Точно такое же поведение регулярно бывает в куда более простых условиях.

Это видео могут упрекнуть в том, что оно слишком тяжелое для АФ и я преувелчиваю, но вот вам пример почти сферического в вакууме простейшей сцены для АФ — статика, природа, штатив.

Тут сравнение nx1 с nx500 — обе они снимают одну и ту же сцену озера с одной точки. На 0.27 идут кадры с обоих камер, обратите внимание, у NX1 картинка, как положена, монолитная. А nx500 постоянно елозит автофкусом, портя кадр, хотя условия — ну проще просто невозможно. К слову,  у nx1 и у nx500 очень много общего — многие считают, что по начинке это почти одна и та же камера, но у nx500 слегка приторможенный проц или даже просто программно урезана скорострельность.  Разумеется, сама собой приходит мысль, что маркетолухи гнусмаса специально испортили видео-АФ в nx500 (об этом говорит и то, что даже отключение этой отвратительной АФ максимально осложнено).
Впрочем, в защиту NX500 можно сказать, что это все таки фото камера, и видео для нее, все же, не основная функция. А в фото АФ все таки нормальный. Правда реклама обещала нам «exceptionally fast NX Autofocus System III that features hybrid auto focus» с 209 точками а получили мы зауряднейший днем, и слабый в сумерках АФ но все же он нормальный.

Качество снимков

NX2000 был спорной «камерой» но качество снимков было хорошим. 20мп APS-C мне понравилось. Пожалуй, я назвал бы это разрешением (а также 16мп) оптимальными для кропа. Матрица nx2000 выдавала хорошие, неплохо тянущиеся в RAW’е цвета, с неплохими показателями шума на повышенных ISO.  В JPG я не снимаю, а из RAW вынимался вполне неплохой результат.

В том числе аппарат неплохо выдерживал некоторые мои весьма агрессивные lightroom пресеты, а это отличный показатель «запаса прочности» у RAW:



Здесь и далее, большая часть фоток — агрессивно обработанные в лайтруме или даже фотошпе, это НЕ камерные цвета, т.е. прямо из камеры вы такого не получите (не из какой камеры не получите, хоть из лейки за миллион). Я снимаю в RAW и корректирую (иногда — довольно сильно) все снимки.

Матрица, имхо, была весьма удачная и в следующей версии ее еще больше замельчили, имхо, напрасно. У NX500 (как и у NX1) уже 28мп, и с первого взгляда мне показалось, что дальнейшее уменьшение пикселей на пользу не пошло. Плюс целый один — можно еще больше выкропывать с идеально снятых кадров. В минус, соответственно, «меньшая плотность цвета» — трудноформализуруемое ощущение, некой замыленности и зашумленности картинки. Эффект ухудшения не сильный, плюс, очень может быть — просто субъективно так показалось на первых конкретных кадрах, т.к. NX2000 то я утопил и как положено, парно в одинаковых условиях сравнить не мог.

В целом же, пусть 28мп уже довольно спорное разрешение, NX500 снимает очень не плохо. Камера по прежнему хороша и по цвету, и по ДД, и по шумам. За год я успел снять на нее массу интересных кадров. Это по прежнему отличного качества кпронутая «зеркалка»  к корпусе немногим крупнее «мыльницы».  Плюс все возможности, удобное управление и 4к видео (надо только победить приделанные врагами АФ).
Я постоянно использую довольно агрессивные пресеты в LR но камера их выдерживает. Некоторые пресеты здорово добавляют шума и съедают мелкие детали (точнее попиксельная резкость какбы сильно размывается чем то вроде цифрового шума) но это проблемы пресетов а не камеры и очень часто, общий цвет мне нравится гораздо больше чем потеря каких то не очень важных попиксельных деталей. Главное, что камера все же чаще выдерживает эти пресеты (тот же Fuji X-E1, например, выдерживает их редко).


ISO 5000(!), плюс еще сколько то подтянуто в лайтруме (т.е. реальное — 6400 или даже выше)


ISO6400 + лайтрум


ISO100 на 10сек выдержке ночью

Т.е. мой вердикт по качеству кадров — отлично. Камера делает именно то, что от нее хотелось — снимает отличные кадры уровня современной зеркалки (ок, кроповой зеркалки) с накрученным качественным полтинником при этом габариты ее в связки с этим «полтосом» (NX 30 2.0) — немногим крупнее «мыльницы». Это полноценный «D7100+30 1.8D» который такой маленький, что вы можете его носить с собой везде. И не упускать те самые моменты, которые иногда случаются неожиданно.

К сожалению, дальше все плохо

Какое то время я успел порадоваться тому, как правильно все просчитал и угадал — когда вокруг агрессивно рекламируется Fuji и Olympus, которые на проверку для моих нужд оказались не такие уж интересные, я ловко вычислил почти не рекламируемую и не продвигаемую у нас систему NX которая делает все или почти все, что от нее хотелось. Не без изъянов (ох, этот жуткий АФ в видео…) но у кого нет изъянов? У всех есть. Зато 2.0 аналог полтинника крохотных размеров — еще только у микры да и там за в два раза дороже по деньгам. Это при в два раза меньшем покрытии!

Но радость моя длилась не слишком долго.

Первой ласточкой, тогда еще не замеченной, оказался небольшой дефект ЖК экрана у первого же моего Samsung NX2000 — на нем появились какие то странные вертикальные полоски как бы фоном к совершенно нормально показывающему изображению на самом экране. Они были довольно блеклые и я по первости просто решил не предавать этому значения — даже в гарантийные дела лезть из-за вообщем то почти мелочи на довольно бюджетном аппарате мне не хотелось (ох, а ведь мог бы узнать про «гарантию» от самсунга за год до того, как вляпался в их так называемый «сервис»).

Потом, по собственной беспечности я эту камеру утопил на сплаве по Койве. Мое тотальное невезение сфототехникой Самсунг началось.

Первым важным столкновением с нагло врущим, уклоняющимся от ответственности «гарантийным отделом» Samsung стал мой объектив NX 12-24 4-5,6. Подробно про этот объектив и историю его поломки есть отдельный пост, а в двух словах история такая:

Конструкция объектива то ли по великой безграмотности, то ли по злому умыслу (ну слишком уж невероятна такая «безграмотность» в таком сложном устройстве) содержала потрясающий конструктивный недостаток. Из-за чего объективы часто просто развалилась на байонете. Развалился и мой. Проблема 100% в конструктиве, в интернете сразу гуглится куча пострадавших. Вердикт у них всех одинаковый т.к. заложенная в конструкцию хрупкость видна сразу. Более того, Samsung 100% тоже в курсе. Т.к. в новых партиях объективов слишком хрупки элемента усилен. Тем не менее, когда я сдал новый, отходивший всего несколько съемок и всего около 50 кадров объектив, у меня его взяли и 45 дней где-то катали. А потом вернули таким же сломанным. С отказом в гарантийном ремонте. Без объяснения причин (!).

Я возмутился, позвонил на горячую линию саппорта Samsung. Долго разговаривал с менеджерами. Дней через 7-10 мне действительно перезвонили и выдали ожидаемое — СЦ назвал причину «механической поломкой по вине клиента». Это абсолютная, наглая, очевидная в том числе и  Самсунгу ложь. Аппарат имеет конструктивный «просчет» и СЦ про это отлично знает. Это, вообщем то, очевидно даже ребенку при первом взгляде на поломку. В остальном мой объектив выглядит идеально, ни царапинки — нет ни малейшего повода предположить что я, например, его ронял. Приличная компания просто отозвала бы такой продукт или без разговоров по первому писку меняла бы сломанные объективы на новые, с решенной проблемой. Но «нормальных компаний» в современном мире осталось очень мало и  Samsung — не из их числа.

Тем не менее, формально они совершенно правы а у меня очень мало шансов заменить устройство, например, через суд. Это надо доказать, что объектив изначально плохо сконструирован. Я не очень в теме, но подозреваю, доказать такое задача не простая и врядли стоит свеч.

В качестве завершающего штришка. Ломкое пластиковое г, называемое «объектив Samsung NX 12-24 4-5.6» новое в магазине стоит около 500$. Пять сотен долларов, цена вполне приличного ширика из металла и стекла. Самсунг столько берет за ломающийся под собственным весом кусок говна и отказывается чинить его по гарантии.

Но на этом проблемы не закончились.

В качестве мелкой, пока косметической неисправности вылез и замечательный Samsung nx 30 2.0. Нет, снимает он также хорошо но вот у моего экземпляра отлетело верхнее пластиковое кольцо-заглушка.  Теперь линза выглядит уродливо, и, вероятно, скоро в дыры набьется пыль и грязь.

А потом карачун догнал и саму камеру NX500. У нее случился так же, по видимому, не слишком редко встречающийся бич камер NX — сломался датчик определения накрученного объектива и аппарат стал выдавать непрерывное «Lens Detached» — «No lens». Как и у некоторых других, отваливаться он стал постепенно. Сначала перестал работать зум объектив и любые адаптеры, но работал клевый 30 2.0, потом перестал работать и он.

То что проблема в датчике диагностируется самостоятельно с помощью спички за 5 минут. Додавливаешь и «нет объектива» пропадает, объектив снимает.  В какой то мере, кстати, это очередной странный косяк самого аппарата, явная недоработка. Этот датчик вообще не нужен. Любая приличная камера имеет настройку «снимать без объектива» или же умеет снимать без объектива без всяких настроек. Это нужно как раз для использования всяких адаптеров а также старых версий объективов без электроники внутри. В самсунгах, насколько помню, в прошлых версиях «средних» NX камер такая настройка была, не было ее только в младших. Потом все испортили — у некоторых людей появились проблемы с адаптерами которые не умеют «нажимать» этот датчик или нажимает его недостаточно, что вынудило выдумывать разные колхозные решения типа наклейки кусочков липкой ленты в проблемное место. На ровном месте Самсунг сделали проблему для фотографов-энтузиастов.

В моем же случае, идиотская конструкция и ПО (проблему легче легкого исправить просто в прошивке) помноженные на качество сборки самсунга, где все элементы, похоже, истончены до нулевого запаса прочности вызвало полностью нерабочий аппарат.  Проблема обострялась тем, что я свой аппарат купил на ебее и родом он из Канады. Я всю фототехнику брал на ебее, никогда ни с чем не было проблема т.к. любая фототехника что у меня была до Самсунга — это качественные, надежные вещи. Что самсунг клеит свою «продукцию» соплями на пластик я еще не знал и брал спокойно. И вот — просчитался. С камерой, правда, шла международная гарантия на два года но памятуя про предыдущую историю и чем обернулась «гарантия Самсунга»  надеялся я на их помощь уже не слишком. И угадал — сначала аппарат просто канул в никуда на месяц, а когда я стал звонить выяснять его судьбу история стала еще смешнее.

Для диагностики проблемы я приложил валявшийся у меня без дела комплектный еще к NX2000 китовый объектив 20-40. Он год просто лежал на полке и, по видимому, по этому остался единственной вещью самсунга, которая к тому моменту еще не сломалась :). Приложил я его исключительно для демонстрации неисправности, хотя и подумал, что можно обойтись без этого. Даже предлагал такое девушке на приемке — типа может объектив не надо? Но она решила что надо. Камера снова уехала в Москву на диагностику т.к. самарский АСЦ занимался, похоже, только модульным ремонтом смартфонов (я был в АСЦ 4 раза и все разы там были люди исключительно со смартфонами и планшетами самсунг). Дней через 30-40 я позвонил в наш АСЦ но внезапно менеджер переключила меня аж на начильницу, которая и принялась объяснять, что СЦ Самсунга в Москве несет, если говорить прямо, какую то ахинею. Суть ее сводилась к тому, что Московкий СЦ считает неисправным объектив (очевидная ложь проверяемая за минуту) но т.к. на объектив нет гарантии — отказывает в ремонте. Начальница нашего самарского АСЦ предложила мне позвонить в Самсунг и как то им все объяснить со своей стороны т.к. их, Московский СЦ не слушает и требует гаранию на линзу. Я начал звонить. Еще раз около получаса объяснял все сотрудникам саппорта. Получил обещание перезвонить. Через несколько дней действительно получил звонок, еще полчаса объяснял и снова получил обещание перезвонить. Этот перезвон я жду уже больше полугода — пока молчат, по видимому — слуай сложный.

Тогда я написал претензию через сайт Самсунг. Там схема работы примерно такая же. Приходит письмо про «сожалеем что у вас проблема, мы разберемся». Потом они просто направляют письмо в этот самый СЦ по фототехнике, которые снова пишут отписку про «непредоставлен объектив». То, что проблема в тушке, что это очевидно и что они наврали — молчок. Объектив и все тут. У меня этого объектива нет (я покупал версию без него) и СЦ, по видимому, хватается за эту формальность чтобы не чинить аппарат.

Логики тут нет — это примерно как гарантийную машину откажутся чинить по гарантии с поломанным мотором или коробкой мотивируя тем, что владелец сменил комплектные колеса и продал их а себе поставил другие.  Но факт фактом — аппарат сломан, чинить его не будут, компания Samsung ведет себя как мелкий жуликоватый лавочник. Сначала он продает брак, а когда к нему приходят возмущаться — выдумывает любую формальность (вы же коробку вскрыли, как я заберу его назад?) что бы не возвращать деньги или не менять товар на приличный.

На текущий момент мой список техники самсунг выглядит смешно:

Камера Samsung NX2000 — через два месяца полоски по экрану

Объектив Samsung NX 20-50, кит к Nx2000 — не использовался, исправен 

Объектив Samsung  NX30 2.0 — отлетело что-то вроде декоративного кольца с лицевой части линзы

Объектив Samsung  NX 12-24 — развалился на байонете на третей съемке, безосновательный отказ в гарантии

Камера Samsung  NX500 — ошибка «No lens». Камера не снимает, безосновательный отказ в гарантии 

Т.е. из пяти моих наименований фототехники Samsung сломалось или выявило дефекты — четыре. А если не считать неиспользуемый 20-50 — то частота поломок — 100% (!!!). Четыре из четырех.  Тут, как положено уточню: фототехники у меня не мало, опыт есть. С камерами я не миндальничаю но и гвоздей не забиваю, по лужам их пинками не катаю итд итп. Да, иногда аппаратура попадает не в самые идеальные условия, но ВСЯ остальная техника попадала в куда более жесткие условия. Кое на каких объектвах тоже были недоточеты, но такой жути как на Самсунге — чтобы 100% в первый год при довольно умеренной эксплуатации — для меня это впечатляюще низкое качество изготовления.

Ок, я согласен, мне могло просто не повезти. В конце концов, не мало людей пользуются камерами и объективами Samsung годами и у них все работает исправно. Но тут включается второй фактор — нечистоплотный, нагло врущий сервис, избегающий гарантийных обязательств. Гарантия на фототехнику от Samsung — фикция, филькина грамота. Наверное, можно чего то добиться, если подавать на них в суд, но просто по гарантии сервис ужасный. Мне два раза врали в «заключениях инженера», причем второй раз вранье какое-то феноменально наглое. Оно проверяется за минуту. Мою камеру, похоже, вообще не брали в руки, просто увидели, что объектив не комплектный и тут же накатали отписку «неисправен объектив». Т.е. тут на выбор или обман клиента или вопиющая некомпетентность «диагноста».

Когда стало понятно, что чинить свою камеру жуликоватый самсунг не будет, я попробовал позвонить в наш самый известный в городе сервис по ремонту камер, но там ремонтировать Самсунг отказались, в двух других сервисах — тоже. Низкая распространенность (а может — изначально низкая ремонтопригодность) камер самсунг и тут выходит боком — их никто не берется ремонтировать. В результате мы с другом отремонтировали аппарат сами — на это у нас, дилетантов, ушло примерно два часа и кусочек фольги которым мы замкнули контакты от датчика объектива. Как оказалось — дело даже не (только?) в датчике а в шлейфе от него. Одна из дорожек в шлейфе не «в глубине» шлейфа а, похоже, обрублена вырубным ножом при производстве, т.е. сильно утончена, и, соответственно, просто перегорела как проволочка в предохранителе. Как и в случае с невероятной глупостью в конструкции  12-24 остается только гадать: это штучный брак производства или общая очевидная недороботка на которую в камере за 700$ просто закрыли глаза, или специально заложенный в конструкцию «ограничитель ресурса», бомба замедленного действия которая сломает дорогостоящую технику вскоре после окончания гарантийного срока. Я бы предположил штучный брак не будь у меня на руках 12-24 у которого ломкость — прямо заложена в конструкцию Самсунгом и на брак ее списать трудно. При этом СЦ ведут себя в обоих случаях тоже одинаково — просто обманывают клиента бросая его ни с чем.

Ширик 12-24 мне недавно починил брат. Поменял коротенькие ломкие винтики на более длинные и вкрутил их прямо в «корпус» а не в микронной толщины цилиндрики специально сделанные что-бы обломиться от дуновения ветерка. Шлейф к байонету, к счастью, почти не пострадал, так что по первым тестам объектив полностью работоспособен. Сколько протянет — не знаю.

P.S. Осенью 2016ого прокатился скандал с отзывом «взрывающийхся» смартфонов Samsung Note 7  — я ни капли не удивлен и откровенно злорадствую. Да, в моем случае жуликоватая контора от клиента отмахнулась, но вот с потенциально опасными для пользователей смартфонами которые толкает миллионами штук пришлось платить по полной. Не надо обманываться, то что Самсунг сразу меняли все эти телефоны ничего не говорит о порядочности и ответственности — Самсунг просто отлично понимает, что не беги они со всех ног навстречу клиентам в этом случае — и их засудят на сотни миллионов баксов крупные юр. компании которые зарабатывают на подобных процессах. Если бы угрозы здоровью и жизни не было, Самсунг не делал бы никаких массовых обменов, в лучшем случае по тихому бы чинил проблемные аппараты у тех, кто обратился с проблемой в СЦ и точно так же кидал бы всех, кого только можно кинуть.  Но меня очень радует то, что подход делать максимально броско снаружи и максимально дешево внутри, делать одноразовое… фуфло и толкать это как премимум класс наконец то вышел самсунгу многомиллионым боком.

Заключение

Сейчас уже известно, что Samsung ушел с фото рынка в том смысле что новых NX камер больше не будет. Есть надежда что это на время но вероятнее всего — навсегда. После своих мытарств, вранья СЦ, наконец потерянных времени и  денег на эту говнотехнику мне хочется желать самсунгу только очередных многомиллионых убытков. Samsung NX500 — потенциально прекрасная компактная камера позволяющая носить ее с собой в маленькой сумке и делать при этом «взрослые» кадры. Samsung NX30 — прекрасный БЗК объектив, который делает это возможным. С более дешевыми аппаратами на 20мп матрице этот объектив позволяет получить то, зачем я вообще пошел на БЗК полянку — аналог «Зеркалка + полтос» ценой в эту же связку и размером с мыльницу. Я продолжаю постоянно пользоваться своей связкой, мне нравится качество снимков, которое можно с нее получить.  Но надежность этой техники оказалось удручающим, по крайней мере у той, что попадалась мне. Самсунг пришли на рынок фото, где до сих пор остались еще старые стандарты качества но пришли с идеологией, сатиристически известной как «копроэкономика» и извини, Самсунг, других эпитетов для тебя у меня после этой истории не осталось.  Камеры от Самсунг мало того, что оказались «одноразовыми» при вполне многоразовой цене, но и сама компания ведет себя как мелкий базарный жулик, врет в глаза, уклоняется от обязательств и ответственности везде где может. Но еще раз напомню — это моя локальная ситуация, возможно, мне просто не повезло или я действительно слишком грубо эксплуатирую фототехнику. Когда я обсуждал свою проблему на форумах, было немало ответов в духе «у меня все хорошо, ничего не ломалось». А та же проблема с вечным «No lens» на тушке у иностранцев спокойно лечилась в СЦ заменой камеры, т.е. кидать клиентов позволяет себе, возможно, только русский офис Samsung’а.

Хорошая ли это система? Вопрос, как говорится, сложный. В моем случае, на первое место вышли очень низкая надежность, при абсолютной профонации вместо СЦ.  Но если считать мой случай чередой неудач, система. как и любая БЗК сейчас все равно остается компромиссной. С одной стороны — тут один из лучших БЗК объективов, одна из лучших по цена/функционал камера, у которой хороший сенсор. Причем NX500 еще и самый дешевый вариант получить качественное 4К видео.
С другой стороны — у самсунга самая скромная линейка объективов, после, разве что, бзк Canon. Самая «любительская», самая пластиковая линейка объективов с вполне себе взрослыми ценами при этом. По последним данным — система брошена Самсунгом и больше развиваться не будет.  Все, кто уже купил эти аппараты с расчетом на развитие в дальнейшем — тоже в какой-то мере брошены, им рано или поздно придется менять систему. С другой стороны, это, закономерно, вызывает некоторое снижение цен на вторичном рынке и фототехнику можно будет купить дешевле что хорошо для тех, кто расчитывал покупать не больше 1-2 родных объективов а камерой пользоваться через переходники сторонней оптикой.

Советовать эту систему сейчас? С учетом что гарантии на аппараты нет по факту а скоро не будет и официально — можно брать на свой страх и риск если найдется по хорошей цене, и такие предложения бывают.  По прежнему очень интересна относительно бюджетная связка «тушка с 20мп матрицей» + 30 2.0. Младшие аппараты типа nx1000, nx2000, nx3000 — могут попасться буквально от 100$ но за блинчик придется выложить, скорее всего не менее чем еще 200$ — его уже успели оценить по достоинству.  Получится что-то в духе связки nikon 3100/3200 + 30 1.8, причем примерно за те же деньги а то и дешевле но самсунг при этом можно положить в карман а никон, разумеется, нет.  NX500  и NX1 если найти их задешево — хорошо пишут 4к видео (у NX500 в видео выкроп и жуткие проблемы с АФ, не забывайте). Актуальности камер и объективов будет сохрнятся еще как минимум несколько лет, спустя год после выхода последних NX500 и NX1 это все еще одни из лучших камер в классе.