О беззеркалах micro 4/3 и новом Olympus OM-D E-M1

Olympus OM-D E-M1, картинка от вендора

Позабавило меня тут некоторое наблюдение — готовящийся к выходу олик OM-D E-M1 — топовая беззеркалка идущая на замену OM-D E5 внезапно еще в превью старательно превозносится всеми обзорными сайтами подряд. Камера и правда интересная — при матрице 4/3 шумит она примерно на уровне nikon d7100 у которого заметно более крупный APS-C. Плюс есть встроенный в тушку якобы очень крутой стабилизатор, гибридная система АФ где не только беззеркалочный контрастный но и вполне зеркалочный фазовый ему в помощь и несколько менее впечатляющих фишек. Все это сопроваждается совершенно несуразной ценой в 60тр в россии и чуть менее но все равно несуразной в 1400 долларов в США. Так вот, все подходящие ресурсы высыпали превьюхами. Везде честно пишут, что «сие не обзор, сие превью», но так же везде уже радостно объявляют, какая охуительная камера выходит у олимпуса, какая она со всех сторон пиздатая и отдельно уточняют, что мол не надо сразу орать что за такую цену это нечто мертворожденное, все совсем не так.

Ну во первых, я, работая 10 лет в сми, даже не журналистом, какое-никакое чувство «джинсы» (проплаченный материал, скрытая реклама) выробтал. И мне в этих статья явно мерещится если не проплата то ангажированность (можно не платить изданию напрямую, но, например, всячески развлекать журналистов на презентации, свозить их в небольшое путешствие, подарить ценные сувениры и т.д. и т.п.).
Во вторых, даже просто резко более скептическая реакция в форумах, явно контрастирующая с оптимистичном тоном «этопростопевью» наводит на мысли о том, что я такой очень-очень не один )
В третих, в обсуждаениях кое где олимпусовцы пропалились, что по возможности модерируют беседы а статьи им высылали на вычитку (это очередной признак, что статья написана на условии некого «партнерства»).

В любом случае, тут личный блог и домысливать я могу все что угодно;). И вот я вам домысливаю — олики немножко ебанулись, точнее немножко заболели звездной болезнью и выкатили на рынок хороший, но несуразно дорогой продукт.  Та люди в компании, которые понимают степень неадквата — пытаются исскуственно создать положительный информационный фон, подогревая журналистов — ну т.е. чтобы на аппарат сразу по выходу не смотрели вертящие пальцем у виска обзоры.

Немного об общей ситуации: с приходом цифрого фото Олимпус (вместе с кодаком)  в начале двухтысячных  разработали новый стандарт байонета — 4/3, который представляет от себя «кропнутый кроп».  Это решение тогда (начало 2000ых) было актуальным и адекватным, т.к. матрицы были дорогущими и не одной зеркалки на полном кадре с цифровым сенсором насколько я помню не существовало — даже топовые «единицы» обходились в те времена кропнутым сенсором. Вся разница, что олимпусы выбрали свой вариант кропа, еще более крупнутого относительно ставшего позже де факто стандартным APS-C, что при своих очевидных всем минусов (хуже с цветопередачей, шумом) давало и плюсы — и цену, и общий размер системы можно было невозбранно уменьшать не особенно то и сильно уступая в качестве. Плюс олики, будучи одним из брендов второго эшелона пытались как то свергнуть двухголовую гегемонию и стандарт предложили как открытый, т.е. чтобы был некий общий, совместимый байонет делать на котором аппараты и объективы может каждый, все будет совместимым и вообще пис братья. Идея очень хорошая, и даже несмотря на то, что олимпус с кодаком тут, возможно, не столько ратовали за счастье фотографов, сколько мечтали подточить господство кенона с никоном — подход можно только приветствовать.

К сожалению, как и ожидалось, Олимпус с Кодаком в этой идеи никто из грандов не поддержал — кенон и никон разумеется в гробу видели любые конкурирующие байонеты, изза которых от них уйдет часть прибыли. Пентокс и минолта — тоже, вдобавок, возможно, надеялись побарахтаться на поле цифрозеркалок где война разгоралась по новой.

Но зато стандарт поддержала кучка других вендоров, которым не надо было терять свой проприетарный байонет и парк оптики  к нему заодно с верными фотографами. Тем не менее, система не взлетела. Да, были какието камеры, были и объективы, но сколь нибудь заметной популярности система так и не получила. Причин тому несколько — и общее не желание фотографов вкладывать деньги в сомнительный и непопулярный байонет и объективное явное проигрывание аппаратов на 4/3 более крупным матрицам APS-C — тогда корреляция «размер матрицы = шумность» была более пропорциональной. У оликов были не самые безвестные зеркалки серии «Е», но популярными они никак не стали. Если Sony влезть на рынок и закрепиться там сумели, то олимпус с пентаксом поднимали жалкие крохи оставшихся фотографов.

Однако, в 2009ом случилось знаковое событие — олики и уже панас  доработали байонет  до «micro 4/3»  укоротив его в два раза   — за счет выбрасывания из уравнений зеркала. Была создана беззеркальная камера от Панасоника. Через год вышел и знаментиный Pen от самого олимпуса, а дальше понеслось  вскачь — беззеркалки стали тем самым прорывом, который интересен очень многим, а вендоры второго эшелена увидели в этом шанс закрепится в сегменте выше «дешовая мыльница» и все дружно бросились делать камеры нового типа. И лишь потом к ним подтянулись и оба гранда Кенон-Никон.

Причины такого пристального внимания у всех игроков понятны  — в желании расширить рынок на более «взрослые», более дорогие камеры. Не секрет, что «взрослым аппаратом» однозначно считается зеркалка, причем всего двух брендов на рынке  никон-кенон. В младшем сегменте — еще и сони. При этом сони, хоть и успешно вклинившись еще в 2006ом году уверенно конкурирует среди начальных моделей — никак не может начать играть   в проф сегменте. В качестве первой зеркалки сони берут, а вот дальше расти предпочитают на один из грандов. У олимпуса и пентакса все куда хуже — их зеркальные камеры встречаются в сумках фотографов куда реже чем даже сони.
Эти и все прочие фотовендоры второго эшелона были выдавлены в самый начальный сегмент мыльниц и просьюмерок — вот где полная демократия и широчайший выбор брендов, правда и полная безликость — по хорошему, почти все равно, чью дешовую мыльницу брать, все они примерно одинаково снимают и примерно один набор функционала имеют. Сверху этот рынок был ограничен «ультразумами», которые тоже имеют статус неудачного выбора (заслуженно имеют).
Выше, в  зеркальный сегмент, как было сказано, вход «посторонним», т.е. всем кроме двух лидеров и претендента — заказан. Однако любому вендору хочется большего. И в новом классе беззеркалок все бета-фотомарки сразу увидели потенциал — да, с кеноном и никоном невозможно конкурировать на зеркалочном поле, они там слишком сильны, но в новом классе все начинается с чистого листа и если этот класс станет популярным — именно в нем можно и нужно закрепиться и стать лидером или хотябы не явным аутсайдером. А новый класс имеет все признаки того, что будет популярным — ведь это зеркалочное или почти зеркалочное качество фотографий при куда меньших габаритах, пусть и ценой меньшей удобности и скорости работы. Камеры эти внезапно оказываются нужны и вашим и нашим — опытным фотографам они интересны как качественная компактная камера на каждый день или туда, куда лень таскать большую камеру. А начинающим любителям да и просто неискушенным пользователям они интересны за качественный результат при отсутсвии отпугивающего стереотипа что это же сложная зеркалка которой надо уметь снимать.  Да и те же габариты со стороны многим кажутся куда более ценной хар-кой чем скорость автофокуса.

Забавно, что, собственно, Canon и Nikon вышли на этот рынок последними — когда иные конкуренты уже выпустили по второй-третьей камере. Сразу видно, что гранды в этом сегменте долго не хотели конкурировать со своими же младшими зеркалками и все надеялись, что идея захиреет сама собой.  Но идея сама-собой не захирела. Камеры этого класса есть у всех мало-мальски известных фотопроизводителей, а такие как Olympus, Panasonic, Samsung и Fujifilm явно решили забросить свои зеркалочные попытки и сделать ставку именно на новый сегмент. Чтож, появление качественных но компактных аппаратов можно только поприветствовать.

Еще тут можно отметить, что стараниями сони четкая граница «зеркалки-беззеркалки» пару лет назад был еще сильнее размыта. Свою альфа серию сони внезапно переориентировали на нечто среднее — «зеркалка с полупрозрачным зеркалом». Т.е. зеркало осталось, но покоиться неподвижно а не «хлопает» как традиционно было уже более полувека. Плюсы — меньше движущихся частей, меньше сотрясения камеры. Минусы — на полупрозрачности теряется свет что усиливает шумы, нет оптического видоискателя (заменен электронным, для многих это минус, для многих — плюс), матрица вынуждена всегда работать в режиме «лайвью» (расход батареи, шумы от нагрева).

А теперь вернемся к лулзам из начала поста: олимпус, в этом своем полном развороте в сторону беззеркалок похоже демонстрирует смешные комплексы Наполеона. Для начала, они выпустили любопытную но уже спорную беззеркалку Olympus OM-D E5. Интересная и спорная она тем, что при отсутствии зеркала напоминает уменьшенную ретро-зеркалку почти во всем — схожие формы, ухватистость, крутилки, видоискатель. От беззеркалки тут, по сути — все еще относительно компактный размер. Но как многими отмечалось — уже на грани беззеркальных приличий.

Стоила е5 тоже довольно кусаче — на уровне «средне-младших» зеркалок конкурентов, а ля d7000 никона или 60d кенона. Но, тем не менее, своего покупателя, по видимому, нашла, т.к. был выпущен следующий вариант — описываемый E-M1.

И вот тут уже слишком много народу крутит пальцем у виска — камера вся от и до несуразная. Во первых, ее цена стала еще выше — в США это 1400 баксов, в России совершенно безумные 60тр. При этом габариты камеры еще выросли, и размеры ее теперь полностью соответствуют младшим зеркалкам — например, габариты nikon d3200 (в четыре! раза более дешовой) повторены во фронтальной проекции с точностью до нескольких миллиметров.  В ширину зеркалка все еще потолще, но уже совсем не принципиальная разница.

Тут стоит отметить, что если смотреть  линейку Олимпуса,очевидно что  новый е-м1 это просто «топ». Топ, которому положено быть крупным и дорогим по определению — их берут немного и на них максимальная наценка. Проблема олимпуса тут в том, что его наполеоновские планы продавать новый топ хороши только внутри олимпусовской же линейки аппаратов, в мире, где бывают только беззеркальные фотоаппараты. Там их новая камера — безусловный король, которому можно стоить существенно дороже даже довольно похожих, но все же и прилично уступающих по какимто ключевым параметрам конкурентам. ИРЛ же, Олимпус, похоже, просто потерял берега и в розовых мечтах просто забыл, что в мире вполне еще царствуют зеркалки, и ценник почти в полтора килобакса вынудить очень даже неплохой e-m1 конкурировать с еще более оченьнеплохими уже полноформатными камерами, пусть и младшими в своих линейках. Да вдобавок эти ФФ на слуху, гарантировано хорошие, проверенные временем, с куда более развитой системой в целом — линейки оптики, вспышек и т.п. не в пример богаче.  Тут и рынок бу оптики вполне сформирован и есть абсолютная уеренность, что ту же оптику не придется, грубо говоря «выбрасывать» если линейка камер не взлетит и придется уходить кудато еще.

Ну и задуматься — на кого же расчитана новая камера олимпуса? Как и в случае прошлого е-м5 можно представить некого бывалого фотографа, уставшего гнаться за размером матриц и таскать огромные баулы — снимающегося для себя, когда не надо доказывать большой страшной тушкой что ты серьезный про. И гнаться за каждым пикселом тоже нет нужды. Но, понятно, таких мало. Также немного и тех, кто сразу придет на эту систему. И если у ом-д е-м5 был все же более мелкий габарит (не сильно меньше, но какая нибудь условная девочка на меньший размер, вес и модный ретро-дизайн могла клюнунть) то с е-м1 и этот фактор стал еще более призрачным.  Ну и цена. Начинающий фотограф должен быть очень небеденым, что с ними бывает достаточно редко само по себе). Большинство приходят в фото на младшую, часто даже бу зеркалку, самую дешевую в классе. Сейчас к этому добавились беззеркалки — они и маленькие, и есть весьма недорогие, и не так страшно выглядят (при этом везде написано, что могут все то же самое и расти на них можно). А этот е-м1 стоит уже почти по взрослому.

Что же до технарей — за такие деньги береться младшая ФФ, которая меньше шумит, для них вопрос не станет изначально. Что касается растущих фотографов — они, разумеется, тоже возмут ФФ а не будут с «полторакропа» переходить вниз на «дваждыкроп». Вторая камера у фотографа? Опять нет — второй камерой будет тот же 4/3 (а то и aps-c) сенсор в куда более компактной а заодно и более дешеовой камере, пусть даже небольшой ценой качества — для качества у профи есть большая серьезная камера которая все равно лучше.

Так кому же нужна новая Olympus OM-D E-M1?  У меня никак не пройдет ощущение, что только какомуто гендиру в олимпусе, бредящему захватить мир )) Ну а так как подобная же логическая цепочка рассуждений приходит в голову многим — олимпусу приходится очень старательно работать с прессой, чтобы последняя побольше замечала достоинства нового е-м1 и поменьше — его несуразные недостатки )