Микростоки 2016 (2020) — о конкуренции и перспективах для нубов

moneybunch

Эта статья была написана уже приличное время назад, но все ее тезисы на момент текущей правки (середина 20ого) — вполне актуальны. Статья апдейтится и правиться по мере нахождения ошибок или какихто изменений в стоковой «атмосфере». 

Я уже пару лет как «профессиональный» микростокер, т.е. стоки приносят мне основной доход, довольно неплохой, особенно для провинции где я живу.

Я рисую на стоки каждый день, постоянно читаю тематический форум и хотя в основном я «векторщик» — в большинстве стокерских тем ориентируюсь неплохо, т.к. большинство стокерских тем — общие для всех стокеров. Т.е. отличия в ситуациях для фотографов, векторщика, трехмерщиках и видеографов конечно есть но общих моментов гораздо больше.  К тому же у меня в портфеле хватает и фото и видио и трехмерки. Короче, я неплохо шарю в теме и мне давно хочется порассуждать о перспективности этого вида бизнеса (или «заработка» если хотите), целесообразности для новичков попыток что-то заработать и обо всем таком.

Окончательным толчком посрывать покровы стала очередная случайная статья (от реферовода) о том, как все прекрсно на стоках  и как радушно, с хлебом-солью толстыми пачками долларов  тут ждут новых авторов. И множество статьей и роликов до этого. Все они полны чрезмерного, имхо, оптимизма, который хочется развеять и рассказать немного мрачной правды.

Присказка, или как все развивалось

Итак — микростоки. Это достаточно молодой вид бизнеса, возникший в начале 2000ых путем отпочкования от классических фотобанков (макростоков) и мутации их в сервис предоставления менее качественных но и значительно более дешевых изображений для разных иллюстративно-дизайнерских нужд. О том что такое фотосток и микросток в частности можно прочитать в миллионах рефоводских статей в инете, я не буду отвлекаться. Краткая хронология такова: сначала был istockphoto как пионер, набрал популярность и стал стремительно наращивать обороты — бизнес модель оказалась удачной. Авторам, среди которых было много новичков и любителей было очень выгодно продавать свои работы, а клиентам было очень удобно находить большое количество иллюстраций за дешево, пусть и по сильно ограниченным лицензиям.

Глядя на успех айса стали появляться и другие стоки, главным из которых оказался shutterstock, в последствии отжавший у айса пальму первенства а потом и ставший абсолютно доминирующим. Случилось это во многом благодаря еще большему удешевлению изображений сделанному через «подписку»: клиент платит 250$ в месяц за что получает возможность скачать до 25 изображений в день (спустя много лет лимит «в день» убрали, оставив общее число в месяц, но не суть) что делало цену одной картинки при полностью выбранном лимите всего в ~40 центов. Т.е. просто неприлично дешевой.

Примерно с середины 2000ых у стоков, а главное — у стокеров, т.е. фотографов и иллюстраторов было золотое время — авторов было еще относительно мало а спрос рос очень хорошо. Стоки активно привлекали как клиентов так и авторов, почти у всех стоков были выгодные реферальные программы. Случайно зашедшие на огонек люди во первых реально начинали зарабатывать, во вторых активно начинали рекламировать стоки среди фотографов, набирая себе рефералов — именно в ту эпоху наплодилось огромное количество оптимистичных статей плавно перетекающих в руководства по регистрации. При этом обещались молочные реки с кисельными берегами в плане доходов — мол новичок, выдавший всего от пары десятков до сотни фоток может рассчитывать на 100 долларов в месяц дохода, а при нескольких сотнях — это уже опытный стокер замахивающийся на тысячу долларов пассивного (т.е. можно не работать а деньги идут!) дохода.

Кроме удивительно больших доходов на минимальные трудовые вложения стоки привлекали людей кучей других достоинств — работа «сам на себя», отсутствие нервотрепки с начальством или клиентом (хотя может быть нервотрепка с редактором), отсутствие географической привязки и свободный график. Все это делало стокерство какойто работой мечты для всех творческих людей и на стоки непрерывным потоком шел вал людей. Почти с самого начала там стали брать не только фото но и векторные иллюстрации, и точно также довольно быстро стоки стали не только коллекцией фото-иллюстраций на все случаи жизни но и огромным банком элементов и заготовок для дизайнеров — для маленьких проектов можно было не рисовать элементы (кнопки, иконки, фоны, иллюстрации, итд) вручную а покупать на стоках и быстро компоновать готовый макет.

Все  бурно росло пока гдето на рубеже 2010ого не начались все отчетливее и отчетливее проявляться признаки перенасыщенния:  несколько лет только росший доход стокеров старичков все чаще стал стагнировать, а то и сдавать вниз — годовой доход с одной картинки портфеля (RPI) непрерывно падал — новые работы при даже подросшем уровне исполнения не спешили радовать столь же хорошими продажами. которыми раньше награждала любая слепленная на колнке херня — итп признаки надвигающегося пиздеца

В сущности, все было закономерно — просто бурный рост новой бизнес-темы сопровождающийся легкими деньгами и эйфорией подошел к концу, уступая периоду нормальной, т.е. жесткой конкуренции в борьбе за доллар клиента. Тем не менее, маховик популярности стоков среди фотографов, трехмерщиков и иллюстраторов успел раскрутиться достаточно сильно, а реферальный деньги тоже мало кто отменил, так что привлечению в тему все новых и новых авторов активно продолжалось. При том что старые тоже не менее активно продолжали работать наполняю базу.

Перепроизводство изображений

Стоки и конкуренция на момент «сейчас»

И вот мы сейчас в самой середине 2010ых, и картина не самая оптимистичная для авторов:

С момента золотых времен конкуренция выросла многократно и продолжает расти — количество изображений в базе того же shutterstock’а составляла единицы миллионов штук. Сейчас это десятки миллионов уже приближающиеся к первой сотне миллионов  уже боле 100млн. Т.е. конкуренция выросла в несколько десятков раз.

Менее очевидно — но качественно конкуренция тоже выросла. Стандарты качества в 2005ом и 2015ом очень разные. То, что прекрасно продавалось тогда сейчас может показаться блевотным говном или убогим примитивом — все темы заполнены. Если в 2005ом можно было отрыть какую то нишу, в которой мало работ, сейчас это задача в те же десятки раз более сложная — все популярные темы не просто покрыты —  чудовищно переполнены. Количество рождественнских открыток, наборов иконок, диаграм, инфографики, позитивных людей, фоток еды итп востребованных тем намного превышает рамки разумного — на стоки работают как заматеревшие за 10-15 лет волчары, так и целые студии. Есть авторы с фантастическим уровнем работ, про которые трудно сказать что они могли бы быть проданы всего за 40 центов.

RPI продолжает падать, шансы пробиться новой работе продолжают падать, все чаще отмечаются случаи, когда новое просто пропадает в никуда и все такое прочее Еще несколько лет назад зубр отечественных микростокеров, автор одноименного сайта Zastavkin отметил заметную часть вышеперечисленного и описал явно негативный тренд — конкуренция растет и будет расти дальше. Это было в 2011ом и с тех пор стало разве что более очевидной прозорливость старожила.

Пророчества Заставкина

Авторов стало очень много. Явно больше чем нужно и рынку и самим стокам. Картинок они тоже генерят очень много. Переполненный шаттер вроде бы даже пытался сдержать этот поток.  Во первых, несколько лет назад «бесконечный» период реферальства был сокращен до двух лет. Поступок некрасивый (рефоводов в некотором роде «кинули») но показательный — шатер не видит смысла мотивировать кого-то на привлечение новых авторов.

Во вторых фотографы отмечают постоянные проблемы с приемкой — редактора постоянно отклоняют абсолютно «проходящие» работы по совершенно случайным причинам — много раз было отмечено что редактора просто тыкают куда попало. Проблема много обсуждалась и единственное внятное объяснение такого явления (оно массовое, это не придурь одного редактора) — редакторам приказано рубить определенный процент работ и они рубят. Я иногда заливаю что-то подходящее из своих фоток и могу подтвердить — процент приемки моих фото 10% и ниже. Пусть даже они не слишком стоковые — отлупы в основном натыканы достаточно рандомно, с явной любовью к трудноформализуемым критериям типа Poor lighting. Ну да, «плохой свет» и все тут. Понимай как знаешь и оспорить трудно.  Тут, правда, есть и противоречащие ходы, направленные наоборот, на раздувание цифр портфеля: экзамен новичкам очень упростили а приемка почемуто пропускает совершенно безобразные портфели состоящие из сотен клонов одной и той же иконки отличающейся цветом, например.

Конечно, не все так мрачно и набежали не одни только авторы — количество клиентов (и их денег, соответственно) тоже росло. И хотя явно не в те же десятки раз, все таки это несколько компенсирует адский рост конкуренции. Еще коэфцицент в формулу — количество работ в штуках ужасает, как и число авторов, но львиная доля количества — все таки шлак. А львиная доля авторов — нубы, уходящие раньше чем даже наскребут первую сотню на вывод. В целом, как и любой сформировавшийся рынок, стоки стали устойчивой экосистемой с саморегулированием того же количества авторов — чем их больше, тем больше конкуренция, тем труднее каждому из них пробиться и тем большее количество уходит ничего не добившись куда-нибудь где по проще.

Старикам Молодым тут не место

Но что про новичков? Особенно новичков-любителей? Если сравнить привлекательность стокерства для новичка сейчас и 10 лет назад, очевидно,получится совершенно другая картина. Сложность «входа» т.е. того уровня и объема работы которые надо затратить для выхода на тот же уровень дохода возросла многократно. Приходящий в 2005ом новичок конкурировал в основном с такими же любителями. Новичок в 2015ом вынужденным конкурировать с монстрами, которые были новичками 10 лет назад и все это время набирали портфель и оттачивали навыки. Даже если удариться в какую то новую нишу, которой просто не было 10 лет назад (например — смарт часы в 2015ом) — монстры быстро ее закроют фотками и картинками на порядок более высокого уровня чем нуб.

Все факторы, перечисленные в разделе выше больнее всего бьют именно по нубам.  Вообщем, ситуация для новичков безрадостная.

Разумеется, история эта самая обычная — в любую романтизированную деятельность с низким порогом входа и перспективами денег обязательно устремиться масса желающих. Они моментально съедят все легкие деньги и начнут голодать — т.к. количество денег никогда не успевает за количеством желающих их забрать а конкуренция рождает демпинг и снижает шансы каждого участника.  Я слышал историю, что взлет популярности рока в  70ых точно также вызвали волну подростков мечтающих стать такими же звездами как их кумиры просто прикупив гитару с комбиком, но заработали на этом в основном изготовители и продавцы гитар ;). Ок, пример не самый подходящий но и «цифровых» можно вспомнить не мало — в конце 90ых начале 2000ых любой студент мог заработать на создании сайтов (я, например, немного зарабатывал) за последующие годы студий и лансеров стало  бесчисленное множество и сейчас попадаются предложения «сайт за 300р».
Потом была волна «манимейерства» орды побежали зарабатывать на говносайтах и полностью упахали тему.  Сейчас среди молодежи проходит волна ютуберства — куча народу пробует создать и раскрутить свой канал (в оснвоном фразой «подписывайтесь на канал!» в конце видео). Среди фотографов и дизайнеров похожей темой стали стоки. Массовость набегов в подобную деятельность обусловлена наличием трех факторов — низкий порог входа (минимальные затраты на старт), кажущаяся романтика профессии, наличие успешных примеров раскрутившихся вроде бы на ровном месте и без какой либо помощи блата итп. Последний фактор отдельно популярен в России т.к. у нас плохо с социальными лифтами.  К сожалению, низкий порог входа никак не гарантирует успех, он всего лишь позволяет попробовать себя с минимальными затратами, но он же сильно снижает шансы всплыть выше: одно дело, когда вас в нише 5 или даже 50 человек, и другое — когда 500.  А когда 5000?  Можно, конечно, и всплыть, но куда вероятнее потратить кучу времени и так и не отбить даже 10% временных и прочих затрат.

Впрочем, в качестве минутки позитива надо отметить, что подобная же картина в любой популярной профессии — новичкку, пробующему себя в свадебном фото точно также придется конкурировать с заслуженными фото-зубрами своего города. Наличие крутых конкурентов само по себе не закрывает путь новичку — новые успешные фотографы, дизайнеры итд появляются регулярно.

Есть, однако, существенная разница с локальными профессиями — такие вещи как свадебное фото (каталожка, дизайн итд ) это работы с индивидуальным клиентом, это не товар а услуга. У исполнителя есть пространство для маневра, возможность конкурировать с заведомо намного более крутым исполнителем например сильно более низкой ценой. Или какими-то персональными условиями. Или какими-то уникальными услугами («у нас единственный в городке квадрокоптер»).

На стоках с этим хуже, тк. стоки, это по сути такой странный магазин, где все товары стоят одинаково. При этом «стоковый гуру» делает, грубо говоря айфон, а новичок — китайский говносмарт. А продается и то и другое по 40 центов — и, разумеется, клиенты будут брать айфоны, и только потом какая то незначительная их часть может быть заинтересуется «китайским телефоном». У новичка не остается никаких тузов в рукаве кроме одного — ухитрится таки найти пустую нишу. Очевидно, она будет довольно экзотической (вся попса перепахана вдоль и поперек), клиентов в ней мало но может будет капать хоть что-то.

Впрочем, всегда остается и путь в лоб — ну подумаешь, на запрос «диаграмма» шаттер выдает пол-миллиона изображений — нарисую пиццоттыщь-первую.  При достаточном портфолио всегда есть «шум продаж»  — рандомные шальные продажи чего угодно.  Т.е. можно вообще не париться над темой и рисовать что рисуется — что-то когда-то да продастся. К сожалению — слишком мало и слишком редко, такое занятие должно или сопровождаться хорошим конкурентноспособным уровнем либо очень быстро надоест тратить столько времени без отдачи.

Вообщем, резюмирая, сейчас новичку на стоках придется гораздо сложнее, чем это описано во многих позитивных статьях.   Если ты прикидываешь стоит или нет тратить время на стоки и начитался таких статей имей в виду:

  • значительная часть таких статей были написаны в те самые золотые годы (2003-2010+/-)  и живы до сих пор. Некоторые авторы какбэ «не имеют времени» на то, что бы исправить написанное, а часть и правда брошены и забыты
  • подавляющее большинство статей с живых ресурсов собирают рефералов поэтому прямо заинтересованны выставить ситуацию как можно позитивнее — мечтающий о работе-мечте человек читает про искомое (работу прям обосраться хочется на сколько «мечту»), и срочно бежит региться прямо по заботливо подставленной ссылке (с рефкодом автора). Нередко авторы блогов про реферство пишут честно и обещают всякие плюшки своим рефералам (консультации). В этом нет ничего плохого кроме того, что см выше — автор сознательно или подсознательно склонен преподносить тему позитивно.
  • Сравните тон статей «что такое микростоки» с реальными разговорами реальных стокеров. Ну например с крупнейшего стокерского сайта. Там рефералов не заводят и люди пишут без необходимости кого-то в чемто убеждать. Почуствуйте, насколько меньше там позитива и насколько большей нытья ;)
    http://www.microstock.ru/forum/showthread.php?t=11529&page=4603
    (там тыщи страниц, ссылка от балды на рандомную)

При этом, отмечу, никто не говорит, что пробиться и зарабатывать начав сейчас нельзя — можно конечно. Просто стоит иметь в виду возросший уровень сложности. И с изрядной долей скепсиса читать чересчур оптимистичные статьи рефоводов и продоавцов курсов по заработку. Это, вообще, характерная особенность — опытные стоковые люди в новых авторов для стоков никак не заинтеросованные, как правило охотно окатывают новичков ушатами холодной воды перечисляя что-то в духе уже сказанного мной. А оптимизм и рассказы про тыщу долларов в месяц через несколько месяцев работы идет как правило от людей, наоборот как то заинтересованных в привлечении авторов — 90% случаев это какойнибудь блогер или ютубер набирающий реферов, в 10% оставшихся — блогер или ютубер еще и продающий курсы для стокеров или хотябы просто раскручивающий блог/канал ютуба.

Я все наврал, все классно, работы мечты ждет вас

Разумеется, не все так мрачно. Насышенный рынок не означает, что ни один новичок никогда больше не пробьется. Как между двух супермаркетов может таки открыться и выживать маленький ларек, так и молодой стокер вполне может сделать карьеру начав прямо сейчас.  И такие начинают и делают.  Просто по аналогии с супермаркетами — вспомните, какое количество мелких ларьков уничтожают один-два крупных магазина в районе а сколько выживают.

Если понимать все риски и сложности, нельзя не отметить прекрасные плюсы, которые как были так и остались у работы на стоки:

  • отсутствие клиента. Большинство работающих с клиентами людей через несколько лет эти самые клиенты заебывают до ужаса. Переделывать нормальную работу из-за чьихто непредсказуемых капризов жутко раздражает.  На стоках непосредственного клиента нет — и хотя есть некий «виртуальный» клиент которому надо ухитриться угодить (т.е. сделать так, чтобы твою работу покупали) не имея обратной связи, все же все что ты нарисовал, если нарисовано удовлетворительно правилам стока — примут без претензий.  По фото (см выше) бывают рандомные отлупы но в целом тоже самое
  • плюсы (международного) фрилансерства — свободный график, работа из дома, нет привязки к географии (можешь работать из теплого тайланда), зарплата в долларах, нет начальника. Тут правда надо понимать что все эти «свободный график без начальника» требуют в замен хорошей самодисциплины, планирования своей работы итд
  • бизнес или как минимум «полубизнес». Для бизнеса стокеру как и лансеру не хватает эксплуатации наемных рабочий и масштабируемости но общий подход все же еще ближе к «бизнесу» чем просто фрилансерство — надо самому планировать свое время, планировать что будешь снимать или рисовать, когда (праздничные темы надо подгадывать к датам), как все организовать итд. Как и в бизнесе твой заработок ограничен твоей успешностью а не жадностью директора фирмы (который гарантировано ограничит твое зп «рыночной зп» как много бы ты не приносил фирме денег).  На стоках если сумеешь развить скилы и научиться понимать рынок можно даже одному зарабатывать очень приличные суммы. До этого очень далеко нубу но перспективы такие есть.
  • некоторая «пассивность» — портфель на самом деле надо обновлять или он начнет проваливаться, но вообще вполне можно устраивать себе отпуски или там поболеть — вообщем, на некоторое время отстраниться от работы и ничего не случится, доход не изменится от небольшой передышки.  Даже если все бросить — какоето время доход будет продолжать идти, и совсем иссякнет еще нескоро (если есть чему иссякать).  Варнинг: не стоит думать, что однажды залитое на сток будет продаваться всю жизнь. Формально так и есть, по факту же неоднократно проверенно на практике, что портфель брошенный без дозаливок постепенно «тухнет», т.к. изображения все же стареют и постепенно практически перестают продоваться — надо заливать новые.  Какой-то шум продаж сохраняется но рассчитывать только на него не стоит.
  • некоторая свобода творчества.  О полной свободе речи не идет, рисовать или снимать надо то, что покупают. Но выбор стиля и темы широкий. Вполне можно переключаться с одной темы на другую, пробовать себя в разных жанрах и даже разных профессиях (рисовать вектор, рисовать растр, рисовать в 3д, снимать фото, снимать видео…)
  • итд. допишу если вспомню

А есть кому точно стоит попробовать?
Кому «точно» — не скажу. Все люди слишком разные и способности у всех тоже разные. Однако определенная категория скорее-всего-вы-не-разочаруетесь есть. Это те, кто любит снимать, трехмерить, дизайнить или рисовать, и обладает «мотивацией голода» по фрицморгену ;). Ну т.е. есть люди, запросы которых к жизни весьма скромные, а амбиции, на самом деле, почти отсутствуют. Т.е. они конечно бы хотели мильярд, крутую машину, виллу и т.д. но только если выиграют ее в лотерею, причем если билет тоже подарят ;) А упорно работать несколько лет чтобы купить свое жилье — нет, это слишком напряжно и не стоит того. Такие люди вообще бы не работали, будь у нас в стране пособие по безработице на уровне американского. У нас на пособие не проживешь, так что работать они вынуждены но выбирают самую ненапряжную работу — лишь бы хватало на самые базовые потребности — жилье, еду, одежду, (компьютер и интернет). Они предпочитают тратить жизнь не на карьерный рост и не на отработку ипотеки а на свои хобби а работа для них — вынужденная пытка, которую приходится терпеть ради выживания. Если, как было указано выше, их хобби (нередко совпадает или хотябы пересекается с работой) как-то отрабатывается на стоках, для них стоки даже сейчас могут оказаться работой мечты. «Примерить» на себя это состояние не сложно — от одной мысли что можно просто не ходить на работу и не иметь начальства просто захватывает дух. Причем таким людям нравится идея даже если получится выйти на какието весьма скромные суммы типа 300-500 баксов в месяц. Суть тут в том, что деньги для них вторичны — главное, чтобы хватало на базовые жизненные потребности. Получится больше — прекрасно, но и просто будет хватать — более чем достаточно, т.к. одно отсутствие обязательного подъема в 8 часов, стояния в пробках и высиживания рабочего дня а также общения с ненавистным начальством — очень веский аргумент.
Подвариант — фрилансеры, которых заебал клиент. Тут просто будет смена одного вида фриланса на другой, обезличенный. Подчеркну — я описываю тип людей которые с наименьшей вероятностью не разочаруются в стоках, но никаких гарантий, разумеется, никто дать не может. Чудовищно ленивых, ничего не хотящих делать вообще — не заинтересует даже сток ;)

Вариант, когда стоит лезть человеку с амбициями не просто «не ходить на работу» а еще и прилично зарабатывать куда менее вероятен. Сходу начать получать приличный доход, ну скажем перейти на фуллтайм за полгода-год сейчас будет почти нереально большинству претендентов. Наверное, может получится только уже у опытных дизайнеров-иллюстраторов-3дмоделеров-фотографов с опытом лет в пять и более. Желательно — беззсемейным ;)    Таким уже не надо учиться азам, надо только разобраться в стококовой специфики, набраться стокового опыта.  Такие могут скопив денег на несколько месяцев автономной жизни уйти с работы и плотно удариться в стокерский фултайм. Да, тут нужен внутренний огонь, творческий энтузиазм заставляющий хуярить с утра до вечера несколько месяцев подряд.  По моему таких людей очень мало, но именно про таких все эти истории «вот один парень уволился со студии, зарегился на стоках, начал работать, в первый месяц продал на 100$, на второй 400$, на третий уже 800$…». Я, кстати, уже давно не слышал таких историй, хотя лет 5 назад еще попадались.

Вообще, можно попробовать даже составить табличку. Утверждения из левой зеленой колонки — аргументы в сторону стоков. Из красной — аргументы против стоков. Я примерно поставил «тяжесть» довода но можете сами прикинуть, каких доводов больше для вас и каков их вес.

(+++) Мне очень нравится (люблю делать это просто в качество хобби) что-то из «визуальных» графических профессий: фотография, видео, работа в 3д, создание спецэффектов, графический дизайн, рисование
(+++) У меня уже есть хороший профессиональный навык работы в соответствующем программном обеспечении (графических,3д, видеоредакторах) и/или с фото-видео аппаратурой — я получал за это деньги в течении нескольких лет либо (++) у меня есть любительский (я делал для себя) но вполне уверенный уровень владения софтом/аппаратурой
(++) На мне нет серьезной ответственности вроде необходимости кормить семью
(++) Мои потребности и амбиции в минимуме очень скромные. На жизнь мне, вообщемто, хватает весьма скромной суммы денег.
(++) Я очень ценю саму возможность просто не ходить на работу, не иметь начальства, не иметь капризного клиента заебывающего правками
(+) Люблю заниматься чем захочу, иметь свободу в выборе рабочего графика, например с трудом встаю с утра зато отлично работаю поздним вечером. У меня хорошая работоспособность но мой нестандартный график «биоритмов» сильно мешает работе в обычном офисе
(++) у меня превосходная самодисциплина. Я могу задать себе четкий график и строго его придерживаться, не отвлекаясь на мелочи. Прокрастинация никогда не ест мое время против моей воли т.к. сначала дело а потом можно и вконтактик полистать.(++) У меня есть опыт самостоятельной постановки и достижения целей. Я могу распланировать много месячный проект требующий многих часов ежедневной работы и выполнить все контрольные точки в срок или даже раньше(+) Отсутствие потолка по ЗП это просто великолепно. На любой должности меня всегда угнетало, что дизайнеру в нашем городе больше чем XX в месяц не платят ни в одной студии
(+) Я живу провинции. Средние зп тут сильно меньше московских
(+) Идея получать за чтото пассивную ренту всегда казалась мне самой лучшей «работой» на свете
(++) Больше всего на свете мечтаю жить-путешествуя по всяким азиям и работая удаленно. Всегда жутко завидую людям, которые вот так запросто живут в теплых странах.
(+) Я не боюсь приходить работать на высоконкурентный рынок, на котором из года в год все больше игроков — я уверен, что моих трудолюбия, ума и таланта достаточно, чтобы вылезти на вершину этой пирамиды.(+) Меня восхищает мысль, что можно заниматься своим собственным делом, в которой все зависит в основном только от меня(+) Работы, которые я вижу на шаттерстоке впечатлили меня своим уровнем. Захотелось научиться сделать не менее эффектные работы.(+) В принципе, меня устроит, если даже после больших временных затрат на освоение стокерства, основной работой это стать не сможет но будет приносить какойто небольшой пассивный/полупассивный доход «на мороженное».  Это довольно интересно само по себе, я мог попробовать эту деятельность просто в качестве хобби
( )Мне не слишком нравится не рисование, ни фото, ни видео (итд), просто так, как хобби. Т.е. я не горю желанием заниматься этим бесплатно — просто ради процесса и результата в виде красивой картинки/ролика
( ) У меня вообще нет опыта подобной работы, даже любительского
( ) Мне обязательно надо кормить семью или есть аналогичная ответственность (это довод только в вопросе «ухода ради стоков с текущей работы» или «попробовать стоки после увольнения вместо поиска обычной работы»)
(- -) В стоках привлекает в первую очередь возможность получать весьма существенные (тысяча долларов и выше) суммы пассивного дохода, остальные плюсы не кажутся каким-то особенно существенными. Т.е. если будет меньше XXX долларов в месяц никакие свободные графики и прочее для меня этого не компенсируют. Я лучше буду ездить на работу по 2 часа но получать в два раза больше.
(-) Если честно, на всех работах кроме самой работы я люблю и коллектив, возможность пообщаться с коллегами. Даже каждодневная смена обстановки работа-дом это прикольно. Сидеть дома весь день это просто невыносимо.
(-) Мне нравятся возможности карьерного роста в крупных компаниях. Стабильность получения доходов, соц. пакет и т.п. вещи внущающие уверенность в завтрешнем дне
(-) Самодисциплина хромает. Если быть откровенным с самим собой, лучшая продуктивность у меня строго «из под палки», когда начальник контролирует процесс. Предоставленный самому себе я часто сам не понимаю, куда ушло время а работа не сделана.( — — ) Большая часть «больших начинаний» требующих несколько месяцев каждодневной работы у меня глохли посередине или в самом начале пути. Делать четкий план с контрольными точками на определенные числа я не пробовал/не люблю.
(-) Мне нужна четкая гарантия, что отработав «вот столько» я получу как минимум «вот столько енег». Работать без гарантии оплаты результата — это впустую тратить время, проходили.
(- -) Я живу в Москве (-)Петербурге, ( ) за границой, в развитой стране
(-) Никогда не понимал бездельников, живущих за счет сдачи чего либо (обычно бабушкиной квартиры) в аренду. Как можно быть настолько безинициативным бездельником без амбиций?(-) У моей профессии и конкретной должности должны быть понятные светлые перспективы на ближайшие лет 10. Варианты, когда заранее непонятно, что будет с фирмой через пару лет — неприемлимы, я стараюсь такого избегать, тем более, если общий тренд в этой индустрии — негативный(-) Меня пугает мысль, что я полностью завишу от себя, нет никаких страховок от плохих времен или неудачного сезона, в виде минимальной/фиксированной ЗП, которую дает традиционное трудоустройство.(-) На английском я знаю буквально пару слов(-) Копаться в куче документации по платежным системам, зарубежным и отечественным налоговым формам, регистрационным формам и анектам мне  очень не хочется. Постоянно просматривать профильные темы, самостоятельно отслеживать важные события, тренды и прочее — тоже не мое.

(-) Я хороший фотограф, иллюстратор, трехмерщик итп, я посмотрел эти ваши шаттерстоки и это откровенное разочарование. Банальщина, убогие постановочные реклмные фото без намека на оригинальность, примитивный лоск, вообще очень примитивные работы, никакого исскуства, никакой идеи, глубины или креативности. Мне откровенно жалко тратить свое время на эту поверхностную пародию на исскуство.  Это работа явно вызовет деградацию меня, как художника.

табличка ни разу не полная и оч условная — написал че пришло в голову. По мере прихода других мыслей табличка несколько лет правиться и дописываеться ;)
Думаю, некоторые вещи из таблички (по личному опыту) невозможно объективно оценить не столкнувшись с демоном лично. Например, проблемы прокрастинации/самомотивации/дисциплины — для многих стокеров это очень серьезная проблема. Но «на берегу» невозможно адекватно оценить что это большая проблема — жалобы на съедающую недели прокрастинацию воспримутся как жалобы на мелкий жемчуг от зажравшихся богачей.

Если все равно хочется в стокеры но я ничего не умею?

Если очень хочется — ну наверное стоит попробовать хотябы в качестве хобби. В лоб не стукнут, деньги не отберут, даже что-то, наверное, все таки заработается. А если есть талант и трудолюбие — кто знает, может получится стать успешным стокером(стокершей). Один из больших плюсов стоков — их можно именно «попробовать». Потратив ровно столько времени и ресурсов сколько не жалко. Можно воспользоваться этой возможностью. К сожалению, заработать на «попробовать» — маловероятно. Я «попробовал» стоки в золотые годы в виде десятка картинок на фотолии и за год у меня едва набежало баксов 100. Если бы я тогда хорошенько занялся вместо «закину на пробу» — моя жизнь в те годы скорее всего прошла бы намного богаче ;) Если я сейчас закину те же 20 картинок — я заработаю, скорее всего, баксов 5-10 за год-два и останусь абсолютно уверенным, что в стоках совсем нет денег.

Я читал несколько историй, как девочки начинали что-то малевать на стоки с полного нуля  будучи, например, в декрете и таки домалевывались до приличного уровня дохода через пару лет. Истории в основном «золотого» периода когда это было проще но наверняка у когото и сейчас получается.

В целом, как и в любом деле, турдолюбие и талант (обычно именно в такой последовательности и на одну меру таланта желательно хотя бы пять мер трудолюбия) пробьют дорогу кому угодно. Просто имейте в виду описанное выше — золотые времена халявы прошли, за иностранный стоковый доллар придется поработать.  Тем кто все же не испугается статьи и решиться — успехов.

PS. Вот интересный канал на тему снова попался: https://www.youtube.com/watch?v=_RNlBKuzhOM   (канал куда-то исчез)
Семейная пара как раз примерно после года активной работы на стоках и марте 2016 подводит итоги. Муж занимается видеографией, жена — фото. Оба пришли из свадеб, т.е. техника и опыт съемки, какойто проф опыт у них были. Год проработали очень активно — видик заливал по 200 видосов а жена — по тысяче фото, это очень неплохой темп, работа в фултайм режиме (держать такой темп работая фултайм гдето еще нереально). Тем не менее результаты через год — доход примерно по 450$ в месяц у обоих. Разумеется, неизвестно, что там будет дальше, но пока результат не слишком впечатляет — даже с учетом двойного скачка курса, они вышли всего лишь на среднюю для молодых спецов зп по стране _для регионов_. В роликах они говорят что им очень нравится работа несмотря на то, что выхлоп пока меньше свадебного.
Цель у обоих — тыща в месяц, и, если честно, скептически настроенный я считаю что если они ничего не поменяют в консерватории, то и за второй свой год могут запросто могут не доползти до этой тыщи — их картина смахивает на то, что они как раз выходят на свое «плато». Плато характерно тем, что существенно вырасти из него врядли возможно не делая качественных изменений (в уровне работ, например).
К сожалению, думаю, сейчас надо ориентироваться именно на такой скромный результат как у этих ребят — даже если начинать не с полного нуля и посвятить очень много вермени и сил — трудно выйти даже на невеликие 500$/мес.
Забавная вещь — при этих скромных доходах, ребята ведут канал, группу в вк, набирают рефов и уже учат других — предлагают платные скайп консультации по 15$/час. Какое интересное, все таки, совпадение — если кто-то популяризует стокерскую тему и рассказывает как там здорово — так почему то сразу пытается как-то заработать на привлекаемых новообращенных )).

upd. Осень 2016 или с другой стороны луны тоже темно

Пессимизма в тему добавляют и сами стоки. Пока все боялись, что тему перепашут и медленно зароют новые стокеры, бесконечно повышая конкуренцию, внезапно, пугать ускоренным уничтожением стокерства как хорошей профессии начали еще и стоки. Вообще, первый удар нанес один из крупнейших стоков Fotolia еще два года назад. Оказалось, что у этого французского стока директор с фамилией Чальцев, и понятно какими корнями. Забавно, но бизнес он тоже предпочел вести «по русски» — заняться браконьерством. Чальцев создал клон своего стока, куда просто скопировал всю базу, с единственной разницей что этот сток был уже не микро а, по сути, наностоком — т.е. с совсем низкими ценами. Описывать нюансы очень долго для тех кто не в теме так что ограничимся общей фразой — новый сток продовал определенный, важный тип продаж раз, эдак в 5-10 дешевле, чем это было раньше. Смысл — переманить покупателей с других стоков к себе а что попутно это обрушит доход стокерам — плевать. Поступок, разумеется, по бизнес-русски наглый, аморальный и безобразный. Авторов не спросили, не предупредили(!), и даже выходить из этого сайта (он получил название ДолларКлуб) запретили иначе как одновременно удалив портфолио и на главном сайте, фотолии.  Стокеров, по сути, поставили перед «дилеммой заключенного» — если бы они могли договорится, то просто утопили бы «клуб» с фотолией заодно, не потеряв денег (покупатели просто перейдут на другие стоки) и подав хороший, правильный сигнал другим стокам. Но договорится авторы не могут — их сотни тысячь, большинство вообще не в курсе проблемы — Фотолия даже не оповестила авторов о такой мелочи как автомоатичкая демпинговая распродажа их портфелей в пользу владельца стока. А тем кто в курсе, выгоднее оставить портфель (и получать доход) при этом  что бы остальные — удалились (тогда им достанется больше клиентов).

Часть стокеров,в основном русская, подняли бучу. Ветка форума пухла по минутам, был создано движение «байкот фотолии» и даже запилен сайт с манифестом. Пришедший туда Чальцев вскоре подтвердил репутацию абсолютно аморального дельца, врал про модель долларклуба, называл черное — белым, обещал золотые горы в будущем. Бойкот потихоньку набирал обороты, и как ни странно, авторы добились определенного результата, главным из которых была возможность выйти из долларклуба не удаляя портфель на фотолии. Вот мой более подробный пост тех времен где я также предположил, что причины некоторых шагов навстречу стокерам — не сама их акция с удалением портфелей (удалился крошечный процент от базы) а другие, связанные с чрезмерным расползанием по инету инфы про его слишком наглые хинты и возможные юридические проблемы, которые могут возникнуть. Я тогда почти угадал — оказывается Фотолия готовилась к продаже аж Адобу, и возня с «клубом», по видимому, была еще более офигительной наглой аферой чем казалась в начале — Чельцев хотел и продать основной бизнес, и оставить себе его копию! )) Чрезмерная негативная волна, перед продажей бизнеса, понятно, переговоры усложняет, вот и начали вести диалог со стокерами и придавать афере черты более приличной и законной сделки.

Насколько взлетел план Чельцева — не очень понятно, вроде бы не взлетел. Значительные количества стокеров из долларклуба вышли, сам клуб скатился в безвестные. Фотолия была продана Адобу, осталась одним из крупнейших стоков (обычно — 2-4 после главного шаттера) и вроде как даже растет в обороте. Вот только вся эта история создала опасный прецедент.

Два года спустя, осень 2016ого,  и очень похожий «трюк» вновь проворачивает сток на этот раз третьего эшелона (меньше калибром) — DepositPhotos. Забавно, что это опять «русский» (украинский) владелец, вдобавок известный в прошлом созданием знаменитого DepositFiles — файлхостинга более известного как рассадник пиратского контента. Сток, правда, делать клон базы не стал, просто ввел «подписочную модель» полностью идентичную долларклабовой. Вновь волна гнева и снова объявлен байкот, попытки стока врать в профильной теме, и очередные аморальные поступки — попытки помешать стокерам удалять работы из портфелей, например. Чем закончится, пока не ясно, но многие важные стокеры покинут этот сток достаточно спокойно, все таки у большинства он приносит несущественную (единицы процентов от общей суммы) часть доходов и решиться удалиться от туда куда проще. Дальше остается только ждать и наблюдать, сколько людей покинут сток и какая судьба из-за этого ждет его самого.

К сожалению, джин выбрался из кувшина а ящик пандоры открылся. На этот печальная новость пришла от старейшего фотостока, первопроходца, когда-то создавшего индустрию — istock’а. Тут, к счастью, не попытка «браконьерства», но на этом хорошие новости заканчиваются — сток срезает вознаграждение авторам. Пока не до конца понятно, насколько сток снизил отчисления, но в письме мелькали цифры про 4 и даже 2 цента автору за одну проажу, что совсем уж полный аллес (прошлый минимум — 28с, т.е. снижением в 10-15 раз). Это немного другая тема чем «долларклуб» но, во первых, для стокеров не менее неприятная, а во вторых, вполне может быть просто подготовкой к такому же вводу «новых моделей продаж» т.к. сток с фиксированных ставок перевел на «чистые проценты». Никто не мешает после этого цену продажи снизить — остальное уже готово.

Во что выльется новшество, пока не ясно, но айсток это вновь важный (так же как и фотолия это, как правило, 2-4 по доходу) сток, терять прибыль с которого для многих — довольно чувствительно. Даже если изменения окажутся не слишком болезненными, общий негативный вектор нервирующий и пугающий. А если завтра подобный фортель выкинет самый главный шаттерсток?

Который, кстати, весь 2016ый год демонстрирует, насколько плевать ему на авторов игнорируя тему спамеров. И уже давно — игнорируя тему замусоривания базы убогим контентом нулевой ценности, таким как сотни копий одной иконки отличающихся цветом подложки, — есть авторы, у которых десятки тысячь(!) подобных работ. Но наиболее болезненная тема — аномалии с продажами и связанные с этим подозрения на шейвы. Шейвами называют «срез» партнером части продаж в свою пользу, или, проще говоря, утаивание, воровство процента полагающейся прибыли. Разговоры про непонятки с продажами на shutterstock были всегда но именно в 2016ом проблема стала получать массовый характер. Многие отметили абсолютно аномальный провал продаж в июне, например, многие отметили другие необъяснимые какими-либо естестевенными процессами аномалии с продажами. Эта тема всегда была переполнена теориями заговора но в основном от новичков, гадающих на своих мелких портфелях, где один-два случайных покупателя могли создавать любые перекосы. В 2016ом тревогу забили опытные стокеры с большими портфелями и большими продажами, и это уже действительно пессимистичная картина. У таких людей в месяц по несколько тысяч продаж, и на таких количествах сглажены все случайности. Когда подобный портфель вдруг неожиданно проваливается (а писали про просадки до двукратных) да еще на фоне полной стабильности на других стоках — это серьезный повод задуматься и искать причины. И самое неприятное, что приходит в голову — утаивание части продаж, или «шейв». Конкретные случаи обнаруженных пропаж тоже были — несколько человек отписались про ситуации, когда у них точно покупались определенные работы, например, другом из агентства а шаттер часть этих продаж не показывал и деньги не начислял. Серьезных вопросов саму шаттеру пока не было, и основная причина тут — никто не хочет связываться с самым важным стоком, никто не хочет потерять доход. Тем более, пока нет сильного сообщества с конкретным центром, способным отстаивать свои интересы, перспективы единичных проверок околонулевые: ну обнаружили люди недосдачу. Можно спросить шаттер, но есть опасность получить бан за «сговор с клиентом». И даже если этого не опасаться, шаттер просто заявит про техническую ошибку, накинет недостающий доллар и на этом все. Тут, как раз, смелее бы были новички, а рисковать, при доходе в 1-2-3 тысячи $ в месяц привлекать к себе нездоровое внимание ради компенсации в доллар — желающих немного.  Отсутствие сильного «профсоюза» в очередной раз показывает всю слабость стокеров и всю зыбкость их «бизнеса».

Печальная правда «середины десятых» — авторы, поставщики контента для стоков слишком расплодились и больше не представляют ценности. Все вместе — это их производственные силы, но их очень много и поток все больше, соответственно, надо понимать, что отношение стоков к авторам в широком смысле — примерно как у администрации трудового лагеря к заключенным. Если аналогия кажется слишком злой — как у администрации единственного градообразующего предприятия городка. Они вроде как и заинтересованны в том, что бы рабочие не вымерли от голода и продолжали работать, но каждый конкретный стокер для стока никто и ничто. У него нет права голоса, его интересы учитываются в последнюю очередь, т.к. за воротами стоит толпа желающих. Закон рынка четко диктует стоку, что сейчас важен клиент, а поставщиков хоть жопой жуй, они ценности не имеют, соответственно, долю расходов на них можно урезать, что и происходит повсеместно, на всех стоках.  Пока ценовую модель стокерам ломали только второстепенные стоки, с которых можно удалиться. Что будет, если отчисления авторам начнет резать Shutterstock большинство боятся даже думать — проще наедеятся, что ему как лидеру в таких шагах нет необходимости. Но если трезво смотреть на вещи — никто не помещает ему так сделать, а ходы других стоков — явно подталкивают. Первый пробный шар, кстати, уже был, шаттер менял условия оплаты за расширенные лицензии. Изменения были поданы в типичной сейчас лицемерной манере: «для удобства стокеров и повышения возможностей заработать» методика начисления роялти менялась с фиксированной на процентную. Разумеется, по факту, новая система начисляет авторам в среднем процентов на 30 меньше чем раньше. Т.е. с особым издевательским цинизмом, работодатель сообщил своим работникам, что срезает им зарплату используя фразы о заботе об их интересах, удобстве итд.

Опытные стокеры с многолетним стажем и огромными портфелями отлично видят всю эту невеселую тенденцию. Прямо сейчас, пока новички с упоением смотрят мотивирующие видосы от других стокеров про то, как правильно ворваться на стоки, старики обдумывают куда бы им уйти, обдумывают стратегии спасения с тонущего корабля. Да, все мы надеемся, что корабль все таки не утонет или, хотя бы, продержится еще несколько лет, все таки большинству «стариков» нравится эта работа.  Но наиболее трезвомыслящие давно обдумывают как минимум способы диверсифицировать доход, а по хорошему — куда уходить и чем заниматься если все рухнет.

upd. Февраль 2017. То, чего так опасались несколько месяцев назад начинает сбываться. Шаттерсток начал игрища с тарифами, очень похожие на те, что были на других сайтах. Пока тестово, пока не очень понятно что и как, но  понятно, что ничего хорошего для авторов тут нет — будет очередное снижение цен за счет в том числе и снижения отчислений автору, и как водится — скорее всего _в основном_ за счет снижения отчислений авторам. Как говорилось ранее — шаттерсток может делать что хочет, т.к. с него удаляться не будут до тех пор, пока доход не упадет в несколько раз. Вот он и делает.

Мелкими новостями в общую картину идут «сток бутики» — Creative Market и HungryJepeg — они сильно «упростили» стандартную лицензию приблизив ее к расширенной. Т.е. за маленькую цену лицензия позволяет много того, за что, вообщето, всегда бралась большая. Тоже неприятный скрытый шаг чего-то немного напоминающего демпинг за счет авторов.

Вообще, последние пару лет не помню ни одного события, которое хотя бы в виде исключения было против тренда «на стоках для авторов все становится хуже». Все события всегда идут в одном ключе — авторы абсолютно бесправны и никакой ценности для стока не представляют. С их мнением не считаются. Их интересы уже практически не учитываются — когда стоки обдумывают свои стратегии, интересы авторов, по видимому, где-то на десятом месте, после интересов секретарши в офисе стока. Это нормальная экономическая ситуация — когда рынок труда переполнен простой рабочий не может рассчитывать ни на какие улучшения труда, зато готовиться к ухудшениям типа снижения зарплаты или увеличения плана ему стоит.

upd 2019. За прошедший период позитивных новостей было очень мало, я вспоминаю только одну — адобы купившие фотолию и полностью перестроившие ее в свой новый AdobeStock работают над интеграцией стока в свои фотошопы, что поднимает доход с этого стока ( не то чтобы както координально, обойти шаттер пока явно не вышло). В остальном настроения на форумах по прежнему в основном унылые. Нытье про падение — постоянное. Случались и всякие мелкие ухудшения, например istock так переработал тарифы, что стали возможны очень низкие отчисления, по сути до уровня наностоков, хотя эти самые низкие комиссии вроде пока попадаются редко в его месячных отчетах. С учетом, что айс всегда был стоком с самой угробищной приемкой после гривера (и самым угробищным сабмитом среди всех вообще и с отрывом) — очередной кандидат на игнор. Чисто технически зачемто испортили даже шаттер для векторщиков — в более менее нормально работающую годами схему внесли изменения… которые ни сделали ничего хорошего ни авторам ни покупателям, только испортили им жизнь. Но видимо упростили работу самому шатру. Новые минимальные размеры EPSов привели к тому, что файлы стали весить в разы (и даже десятки) раз больше чем раньше.
Но в целом  — все не так плохо. Очень больших угроз индустрии вроде «фотолиягейта» я не припоминаю. Уныние — да, но хотябы не паника :)

upd июнь 2020. Черный четверг

Худший кошмар, прогнозировавшийся со времен долларклуба сбылся. Если подумать — прошло на удивление много времени — целых три- четыре года шаттер не дергался. Но зато теперь ударил от души. Грустная ирония — все как обычно началось с того, что у компании новый СЕО. Который нашел отличный способ поднять рентабельность — ограбить авторов.
Суть изменений — внедрены новые комиссии для авторов, которые убирают фиксированные выплаты а делают процент от заплаченного пользователем. Впервую очередь это затрагивает подписки. «Подписки» — это основной хлеб стокера, это продажи за небольшие суммы — от 25 до 38 центов в зависимости от уровня автора.  Раньше шаттер зарабатывал на том, что редкие покупатели подписных планов тратят все свои «баллы» за месяц. Т.е. у покупателя лимит 250 скачек в месяц и поэтому таких продаж много — и с каждой автору упадет 38центов. Если посчитать, то по некоторым тарифам шаттер даже вынужден приплачивать сверху если покупатель выкачает весь лимит. Разумеется, сток зарабатывал на том, что статистически лимит покупателями не выкачивается. Теперь эта система сменилась.

Сменилась сразу по двум критериям в пользу стока и против авторов: во первых, теперь всегда процент (от 15% до максимум  40% но реально основное число хороших авторов будет получать 30-35%) Финальная цена теперь зависит от того, какой именно пакет выкупил покупатель (там разные варианты). И формально, отчисления автору могут доходить до 1.95$ но основное число тарифов принесут даже хорошему автору до ~20 центов, а на самом деле, разумеется, большая часть подписок после перемножения коэфециентов принесут авторам по 10 центов и меньше — до 4 центов. Тут ввели единственное хорошее нововведение — нижний предел в 10 центов. По первым дням продаж подтвердились очевидные печальные предположения — средняя цена подписки снизилась примерно ВТРОЕ. Т.е. раньше получал 38центов, теперь — 13центов с одной подписки. Как правило, подписки составляют около 50% дохода автора, т.е. одно только это сходу снижает выплаты (т.е. запрлату стокера) примерно на 35%.  Пока рано делать выводы «в целом» но ожидается, что и по остальным тарифам (расширенные лицензии, деманды и синглы) снижение аналогичное — по первым дням подтвердается, что шаттер ограбил авторов примерно на половину их оклада. Т.е. те, кто получал свои 1000$ в месяц теперь будут иметь 500$. Новичковые же портфели обломятся даже сильнее чем в два раза (у них процент ниже).
Еще шаттер здорово убил отчисления за видеоролики — там некоторые авторы после типичных 15-30баксов увидели 2-3 долларовые отчисления, т.е. падение по отчислением за видео достигает десятикратного (карл!). Некоторые сходу деактивировали свои видео на шатре как до этого сделали на айстоке, где очень похожие события происходили несколько лет назад. Лично я хотел отключить и столкнулся с тем, что сделать это можно только по прямо запросу в саппорт и надо еще придумать хорошую причину («я так хочу» не канает, надо написать что вы продали права на видео и не можете его больше продовать).

Во вторых — шаттер считает процент авторам так, как будто пользователь выкачивает ВСЕ продажи. С учетом, что раньше то все было неплохо по рентабельности — весьма существенный процент подписочных лимитов не выкачивается. Кстати, даже у айстока система в чемто более честная — там сначала заканчивается месяц, смотрят, сколько лимитов потратил каждый покупатель, рассчитывается индивидуальная комиссия и только потом она выплачивается. Т.е. формльно, раз сток сообщил про «честные 35% комиссии автору» то в случае, когда покупатель купил за 100$ сто скачиваний и всю сотню выкачал — платим 100/100 * 0.3 = 0.3$ каждому автору. А если он из этого тарифа скачал 10 (а остальные сгорели) — то 100/10 * 0.3 = 3$. Правда при такой системе у айстока в отчете попадаются смехотворные отчисления в 3 цента.

Шаттер же считается всегда как от полностью выгребленного тарифа. Т.е. в вышеописанном примере он по прежнему выплатит авторам по 0.3$ но себе заберет не только 70$ (свои 70%, заплатив 30% авторам) а около 90% ( из 100$ покупателя 3 доллара за 10 скачек он отдаст авторам а остальное забирает себе).

Если первого удара было мало, шаттер добавил еще одно, второе нововведение которое стало в чемто даже более унизительным вытиранием ног об стокеров — размер комиссии по отчислению как и раньше зависят от «уровня» вот только уровни эти будут каждый год обнулятся. Дурной пример президента РФ, видимо показал всем мудакам планеты, что имидж ничто, и «обнулять» можно что угодно и как угодно.
Уже с первого июня уровни, которые зарабатывались все предидущие 15+ лет были обнулены и начислены заново.

Как верно говорили наиболее прагматичные люди годы назад, во время борьбы с долларклабом — «а что будете делать, если так поступит шаттер?». И вот, день настал. И стокерам просто нечего противопоставить шаттерстоку кроме криков.

 

upd. 1.2021. Тот случай, когда все печальнее хвалить себя за точное предсказание тенденций на годы вперед. Очередной срез отчислений авторам устроил сток depositphotos. Сток второго эшелона но  он все же сколько то торгует. Единственная радость — депозит не может себе позволить такого же наглого плевка в авторов как шаттер, он всегда был вторым эшеленом. Поэтому срез не очень большой,  вроде бы должно быть около 10%, а формулировка в письме счастья более аккуратная, называть снижение зарплат «улучшением» сток не посмел. И на том спасибо.

Момент депозит выбрали правильный, т.к. срез остался почти без внимания — так как внимание стокеров сконцентрировано на свершившемся обнулении рангов на shutterstock. После июньского срезания процентов отчислений большинство стокеров недосчиталось значительной (около третьи плюс-минус лапоть) части своих привычных доходов — теперь сток забирает себе и эту часть. Обнуление рангов временно еще больше уменьшает их процент.  Ранк 1 начинается с 15% отчислений авторам,  все более менее продающие портфели быстро выйдут на примерно 3-4 ранг (около 30% по официальным данным). Ранги всегда были издевательством замаскированным под игрофикацию, теперь жадность еще выросла, т.к. ежегодное обнуление нельзя назвать ничем иным как просто ежегодным дополнительным обворовыванием стокеров на часть месячного дохода.  По результатам января большинство стокеров в форумах  отчитывается о прогнозируемом примерно двухкратном (!) падении относительно прошлых месяцев. Хуже то, что по сравнению с прошлогодним уровнем (до короновируса а главное — до срезания комиссии) падение может быть трехкратным.  Я не помню, что бы когда либо видел настолько депрессивные настроения в сообществе. Редкие голоса что все не так плохо тонут в общей атмосфере грусти.  За прошедшие полгода люди убедились, что против шаттера у них просто нет никаких методов. Он слишком важный чтобы массово уйти с него. Да и нет в коммюнити такого единства, чтобы это стало возможно. Ничто не помешает шаттерстоку завтра еще раз урезать выплаты. Ни что не помешает адоб-стоку, последней надежде стокерского коммюнити, сделать аналогичный «пересмотр» в свою сторону.  У многих за полгода упали розовые очки — стокеры абсолютно бесправные, очень уязвимые и не имеющие никаких возможностей влиять на ситуацию. Попытки привлечь внимание прессы ни к чему не привели — обществу абсолютно нет никакого дела, более того, сток вообщемто в своем праве задавать условия работы а авторы в праве принимать их или уходить. То, что формат работы сильно отличается от стандартной занятости (у стокорев весь смысл в «накоплении» портфолио а уходить им просто некуда) — поди объясни еще, да и все равно всем пофиг.  Январь у большинства стокеров всегда был неудачным месяцем, но руководство shutterstock превратило всем авторам январь 2021 в настоящую депрессию.