Гелиос 40

Некоторое время назад в фото-инете поднялась локальная фонатская волна по поводу объектива Гелиос 40. Это старый, даже древний совеццки объектив с характеристиками 85мм f1.5.  Очень крутая светосила для советской линзы, насколько я знаю таких больше не было вобще. Собственно, объектив срисован с цейсового аналога, но заново расчитан под родные реалии.

Советских объективов в фотонаследство нам досталось не так уж мало, и все они продаются, что называется «на вес». 300-500р — вот средняя цена на большинство из них. Самые здоровые, интересные и дорогие (например, некоторые портетные юпитеры) — стоят 1-2тр.  Почему такие цены? Потому что это невеликого качества стекла на поиграться. Они старые, часто уже разболтанные, а качеством уступали зарубежным еще во времена выпуска.

С гелиосом 40 же, почему то, произошла невероятная история внезапной популярности, которая вызвала еще более невероятный всплеск цен.  Мне сложно сказать, в каком месте зародился маразм, но в основном я помню ветку форума club.foto.ru, где некто выкладывал в целом годные портреты годных девок сделанный на этот гелиос, купленный тогда гдето за три копейки.

Собственно, объектив действительно интересный. Это «портретник» — имеет портретное фокусное и неплохую «пластичность». И главное его особенность — он делает уебищное, но действительно необычное боке состоящие из многократно накладывающихся друг на друга сплюснутых овалов и при этом выглядящее как закрученное по краям вокруг более нормального  центра. Подобных эффект можно сделать в шопе воспользовавшись фильтром радиал блюр и масками.

Но вместо уверенного интереса  (мало ли приличных и дешеовых мануальных портретников полувековой давности?) из гелиоса 40 почемуто стали выжимать легенду. Множество идиотов почемуто решило, что стоит им купить гелиос 40, и с ними в поля сразу поедут симпатичные бабы жаждущие ню, а они сразу начнут снимать ню-шодевры.

Гелиос 40 стал очень желанным, и цены на него стремительно полезли вверх. За небольшое время древнее раздолбанное стекло стало стоить 500, 700 и даже больше тысячи долларов — совершенно немыслимые деньги, на которые можно купить современное, автофокусные и в разы (десятки раз?) более качественные аналоги.

При этом фонаты стекла в форумах с невероятным обожанием писали про него такие идиотские комментарии, что не знаешь, смеяться или плакать.  Мне запомнились фразы про лучший советский объектив превзошедший свой немецкий аналог, и фраза про то, что объектив стоил тысячу рублей пять лет назад, сейчас стоит тысячу долларов а еще через 5 лет его можно будет менять на автомобиль. Кучи восторгов невероятно прекрасному боке и эпитетами что это лучший в мире портретный объектив, ибо больше никаким не возможно ТАК отделить фон и ТАК придать объем.

Разумеется, среди более опытных и адекватных фотографов нашлось немало не просто охуевших от такой дурости но и не постеснявшиеся сказать об этом. Разразились срачи, которые идут до сих пор.

Ржака тут в том, что на закрытых дырках это вобще ничем не примечательный объектив и почти любой сходный объектив навроде 85 1.4 или 1.8 заметно превзойдет его по всем пунктам. А на собственной открытой, с легендарным боке можно снимать ровно один тип портретов — «модель в центре на приличном отдалении, большая часть кадра — пестрое закрученное боке». Само боке иногда выглядит интересно и прикольно, иногда — откровенно неприятно. В большинстве случаев это все напоминает подзакрученные вышеупомянутым в шопе Radial Blur’ом кадры, в котором «неискаженный» центр с моделью в центре действительно выделен, а уже на 5ой фотографии начинаешь ловить себя на мысли, что эффект этот поднадоел.  Второй популярный сюжет — какиенибудь листья-цветки тоже хорошо отделенные от фона. Все, линза на два конкретных сюжета.  Кстати, никаких особенно шикарных портретов на этой линзе я так и не увидел. Хорошие были, да, но все одинаковые.

Объектив, тем временем, продолжают перепродавать на всяких молотках.ру за цены от 10тр за убитый экземпляр и до 20тр в состоянии нового. В половине лотов переписана вся та сказочная хуита — про легендарность, превосходство над цейсами и т.п. Повеселила фраза что он снимает намного лучших других объективов за 70-80тр. Вероятно имеются в виду какието тилт-шифтные ширики — действительно, портрет на них будет хуже ;)))

Правда, основная волна идиотов, видать, уже купила эту линзу, убедилась, что мастерами они от этого не стали, и желающих купить оригинальную побрякушку напоиграться аж за 1000 бачей больше нет. Продавцы выставляют ее по средней цене в 500$, что все равно дорого. Сомневаюсь, что линзы эти пользуются спросом. Но история высосанной из пальца «легендарности» по меньшей мере забавная )

UPD конеу 2012-  начало 2013. Чудесная новость сразу и про некоторое возрождения из пепла отечественного фотопроизводства и про лулзы о стоимости гелиоса как авто.
Красногорский (по сути Красногорск это уже практически Москва) завод гдето с осени 2012-ого возобновил производство некоторых своих старых моделей объективо, в том числе — гелиос 40-2.
http://zenit-kmz.ru/produkt/fototekhnika/11-produktsiya/174-ob-ektivy
Продают их в одном магазине в том же красногорске и новый объектив стоит 8тр
http://mf-lenses.livejournal.com/732142.html

Отличная разница — 8тр за новый и 15-20тр за бу — которое все еще также пытаются толкнуть на всяких барахолках жадные барыги.  Пока сила легендирования впечатляет — объектив все еще в дефиците, несмотря на то, что основной ореол «недоступного утерянного секрета качества»  стремительно рассыпается.  Но крайние низкие серии производства новых линз пока не удволетворили спрос полностью — объективы завозят всего по несколько штук и их быстро скупают спекулянты.

Что характерно, куда менее популярен и при этом наверное даже более интересен другой объектив — зенитар 16/2.8. Интересен он тем, что это фишай 16/2.8 всего за 5-6тр. Да, он явно будет хуже «родного», но «родной» Nikon Nikorr 16/2.8 Fish Eye стоит под тысячу долларов, а эта отечетсвенная игрушка — в 5 раз меньше. С учетом что фишай — это в 95% случаем именно на поиграться, что АФ там как правило не особенно нужен и что качество фоток на прикрытых дырках вполне ничегошная — очень даже интересная линза.