Стабилизатор GoPro 8 против оптического Olympus M10-III

У новой гопрохи удивительно хороший стаб. Точнее и у GoPro 7 уже был впечатляющий, у 8ки его еще немного улучшули, хотя казалось бы, куда.

После многочисленных роликов, и имея провальный прошлый опыт снимать какойто «экшен» на свои камеры (включая экшенкамеру Xiaomi Yi 4k) я соблазнился на покупку и первым делом побежал в лес проверять, не наврала ли реклама.

Ролик по результатам вылазки:

Тут последовательно сравнивается с
Olympus OM-D E-M10-III (знаменитый олимпусовый пяти-осевой стаб). Линза — Panasonic 14mm 2.5, которая дает ЭФР около 28мм.
Samsung Galaxy S8 — топовый смартфон (был, года три назад) с оптической стабилизацией и аналогичной крошечной матрицей
Samsung NX500 — беззеркалка совсем без стабилизации, просто для сравнения. Линза Samsung 16mm 2.4, дает чтото около 24мм ЭФР.

У самой GoPro 8 black, понятно, линза встроенная — это ширик-фишай (нечто среднее) с примерно 16мм ЭФР как его заявляют сами GoPro но весьма по уму гопрошники сделали режимы выкропывания которое они обозвали чемто вроде виртуальной смены линз (что для пользователя вполне соответствует реальности). Внутри камеры эти режимы отображаются как SuperWide (16mm), Wide (16-34mm), Linear (19-39mm), Narrow (27mm). Почему у промежуточных вариантов аж двухкратные «зум» диапазоны я пока не понял, видимо как раз связано с наличием у камеры еще и возможности иногда включать этот самый «зум».
Иногда — потому что гопрошники продолжают юзать процессор GP1 еще времен gopro6 но выжимать из него все новые соки. Соки, видимо, не бесконечны, т.к. в менюхе гопрошка подлагивает, а сочетания «линз» (т.е. вариантов кропа), разрешений, FPS и вариантов стабилизации — доступны не все со всеми а в зависимости друг от друга. Например писать 4к в максимльно «узком», а стало быть — с минимальными дисторсиями режиме «Narrow» уже нельзя, а в Linear уже можно. Это, правда, может быть уже связано не с процессором а самим выкропом — для 4к надо не меньше «8мп» у матрицы. Но в какихто других режимах доступны, например, не все пресеты HyperSmooth, что скорее всего связано именно с ограничениями процессора.
Гипотетически, кстати, «узкие» выкроп-режим съемки у гопро улучшая ситуацию с искажениями объектива должны ухудшать ситуацию с общим качеством видео — ведь у и без того небольшой матрицы используется только регион. На практике пока не сравнивал, а то что сравнивал — особо не видать.

Итак, сам тест стабилизации показал, что при хорошем освещении GoPro 8 с банальным програмным стабом творит настоящие чудеса — фактически, камера успешно эмулирует съемку со стедикамом, хотя я именно что ходил и бегал держа камеры просто в руках и не стараясь както особо аккуратно снимать (что все равно не помогает, я проверял). Я видел это в чужих роликах и убедился сам — очень впечталяющий результат который можно ожидать только от отдельных электромеханических устройств (стоящих минимум половину цены этой камеры). Крутость этой разработки тудно переоценить, т.к. даже если откинуть дороговизну покупки отдельного стабилизатора — это получается дополнительная, относительная громоздкая штука, размером примерно в 3-4 камеры. Она и место занимает, и вес в рюкзак, и довольно хрупкая при этом — как раз в экшен сценариях при всяких падениях повредить стабилизатор явно намного проще чем камеру.

В сравнении с гопро, оптический 5и осевой стабилизатор в Olympus M10-3 не справился даже близко, как и оптический стаб смартфона Samsung S8, но тут, конечно, надо бы оговорится, что стабилизаторы этих аппаратов нигде и не заявлялись как подходящие для экшен съемкок. А вот в фото или статичных видео тот же олимпусовский стаб — очень хорош, во всяком случае он очень помогает.
Однако в реальном испытании именно в «экшене» — беге например, стаб олимпуса оказыается почти бесполезен, а вот гопрошка справляется на ура.
К сожалению, у меня уже нет Yi 4k сравнить с бюджетной камерой но там точно близко не такой хороший стаб.

Это были восторги. Теперь к суровым минусам. Камерой я пользовался всего ничего, но заметить их успел.

Во первых, ахилесова пята всех крошечных сенсоров — плохая работа при росте ISO тут присуствует в полной мере. При хорошем освещении камера хороша, при плохом освещении — картинка немедленно превращается в убогую шумную мешанину, детализация падает в разы, цвета жухлеют, стаб по первым впечатлениям тоже сразу портится, но честных сравнений не делал, может показалось.
Картинка деградирует моментально и разница с беззеркалками, где сенсор гораздо больше тут же становится очень заметной. Вообщем, снимать чтото на гопро в сумерках — идея заведомо провальная.

Второй негативный момент всплывший сразу — очень плохое качество 1080p видео. Это, вообще говоря, в той или иной мере свойственно очень многим камерам (моим, например, — всем). Если у камеры есть 4к, то качество 1080p у такой камеры почемуто сразу становится херовым. У того же Olympus m10-3 — ситуация аналогичная, 1080 явно какойто «пожеванный». Но. У GoPro8 1080p — просто полная какашка.

Тут, особенно на увеличенной версии видно, что даже 100% выкроп из 4к — более детальный, чем у FHD, который вообще говоря выглядит как раз перешарпленным апскейлом с какогото пониженного разрешения. Возможно, эффект усугблен тем, что у UHD режимов я мог понизить уровень шарпа в настройках камеры, а у FHD мог и не заметить, но тем не менее.

И это я сравниваю 100% выкропы. Если же 4к ужать до 1080p и сравнить полученный выкропы — получится совсем другая разница.

При этом у камеры есть и промежуточный вариант — QHD, т.е. 2560×1440. И вот в нем такой явной деградации не наблюдается. Так что простой вывод — не снимайте на GoPro8 в FHD вообще никогда, снимайте в 4к и уменьшайте в монтаже. Ну или если уж надо зачемто меньше UHD (например, для Narrow угла или скоростных режимов) — снимайте в QHD.

Еще из сразу замеченного — GoPro8 в списке отличий от 7ки кроме дополнительного буста стабилизатора и расширенного диапазоно режимов съемки, из «механических» улучшений имеет только улучшенный микрофон. ХЗ, с чем они сравнивают, но с в сравнении с олимпусом микрофон гопро явно слабее.

Качество самого видео в 4к у гопро неплохое — явно лучше, чем у Galaxy S8, которому  не хватает толи битрейта, толи процессорной мощи нормально кодировать, но картинка с S8 на монотонно коричневых деревьях постоянно выхватывает цветастые артефакты раскраски, стаб у s8 тоже слабоват, он и не успевает съедать тряску, и при этом постоянно как будто «наклоняет» картинку и эффект желе имеет.  На ютубе это не так заметно а вот на реальных кадрах — очень даже.

По качеству видео в сравнении с бзк, гопро, понятно, сильно зависит от условий освещения, сюжета итд. Маленький сенсор у гопро, разумеется, в проигрышном положении но в принципе, на конкретном сюжете монотонного зимнего леса — разница не то чтобы сильно заметная. Хотя на статике беззеркалки, безусловно, даже в однотонной мешанине передовали оттенки коричневого глубже и мягче.

Пока все, для какихто более развернутых впечатлений на камеру надо чтото поснимать более продолжительное время.

 

p.s. Что меня особо удивляет: ну ок, гопро молодцы, сделали програмный стаб, лихо обставляющий любые существовавшие до этого. Но гопро, хоть и большая крутая компания, но рядом с какими нибудь samsung, apple, google и прочими хуавеями поменьше — они крошечная компашечка.  Эти монстры могут гопро купить всю с потрахами просто на сдачу от вечернего пива в баре.   Все компании довольно интенсивно конкурируют в области мобил и все три сильный акцент делают на фотокамеры мобил. Еще лет пять-семь назад тот же эйпл делал полуфейковые рекламные ролики, где телефон якобы снимал как зеркалка. Каждый год компании ужом в морские узлы завязываются лишь бы еще чемто удивить в плане мобильных камер. Как так вышло, что гопро сделала подобный стаб (и DJI чтото похожее — тоже) а у  самсунгов-эйплов почемуто такого нет? Загадка.