Застрявший прогресс: экшен камеры

Время от времени поглядываю на рынок экшен камер и каждый раз оно рождает у меня смешанные чувства. Вот вроде бы и нельзя сказать, что прогресса там совсем нет — есть. Каждый год что-то выходит и список фич вроде приличный. А с другой стороны на проверку прогресс там медленный, до еле ползущего. Недавно вышла GoPro 5 и она демонстрирует топтание на месте — два года разницы, а новая камера всего лишь перекособоченная старая. Оптика и матрица, а значит и качество видео — остались прежними. Из явных улучшений — звук, основное отличие — смена концепции с «водонепроницаемость в боксе» на «водонепроницаемость самой камеры», причем для кучи сценариев использования бокс все равно нужен только платить за него придется отдельно.
Вообще, я не очень слежу за этим классом камер, но меня всегда удивляло, как ловко GoPro сумели захватить мир по сути одним только маркетингом. По спекам это, конечно, передовые камеры но «передовые» тут в кавычках, потому что конкуренты, которые могут все примерно тоже и примерно также — всегда были, есть и будут. Однако именно гопро стало вкладывать в создание офигенных до вирусности роликов про активный отдых, неизменно начинающих и заканчивающихся фоткой гопрохи во весь экран. И победили — «гопро» стало, словом почти нарицательным, как ксерокс или айпод.
Сейчас ситуация такая, что на рынке есть какбэ гопро а есть все остальные (жалкие несчастные клоны для нищебродов), хотя большое количество обзоров делает свое дело — стоит потратить полчаса на изучение темы и тут же окажется, что GoPro слишком залежалась на лаврах, ее со всех сторон успели поджать враги. Сверху это большая взрослая Sony, которая, во первых, делает абсолютно все классы камер вплоть до топовых киношных за миллионы дерева а во вторых — еще и сама делает матрицы которые продает всем остальным. Так что вполне логично, что сони выкатила хоть и не явного убийцу, но все же более интересный вариант т.к. в их X3000 при прочих равных встроен оптический стаб. Чуствительность матрицы чуть лучше а цена даже чуть меньше (т.к. бокс в комплекте). С другой стороны, формфактор чуть другой, не очень понятно, но по видимому на шлем кубик гопрохи встанет все же удобнее.
Снизу гопроху поджимают дешевые китайцы, самый «брендовый» из которых Yi 2 4k (часто прикидывается как Xiaomi Yi 2 ибо Сяоми уже заработали имидж) — будучи почти тем же самым что GoPro4 (а в чем-то даже лучше) и, соответственно, GoPro5 тоже (т.к. оно по картинке от 4ки не отличается) Yi2 стоит в два раза дешевле. Более того, технически Yi2 выглядит наиболее оправданной — примерно 200, ну 250 баксов и должна стоить качественная 4к мини-камера, строго за экшен-формфактор, качество сборки и эти 4к. А вот 400-450 за старших гопрох уже вызывает вопросы — схуя, ребята? Любой приличный телефон сейчас снимает не хуже, иногда ЛУЧШЕ чем вы. И там еще будет, собственно, сам смартфон. А камеры там аж две. И стоить будет тоже 300-400. А у вас только камера того же качества и 450$, вы охуели? Ну ладно в соне хотя бы оптический стаб есть, а у гопрохи нет и его, обычный бесплатный программный.
Снимают, по факту, все три камеры очень похоже:

Это, конечно, далеко не все игроки. Свои камеры есть у Garmin, Olympus, TomTom итд, даже у Никона есть свой клон гопрохи — KeyMission 170. Забавно, кстати, как Olympus выпустили Tough TG-Tracker у которого очень интересный (на бумаге) f/2.0 объектив и какбэ 5-и осевой стаб. На проверку, правда, Олик опять оказался слишком охочим до пиздежа — якобы на стоп более светлая линза по факту темнее той же сони, зато искажения у этого фишая самые сильные и уже явно раздражающие а разрешение в 4к он выдает оч. посредственное. 5и осевой стаб из рекламы оказался банальным программным.
Есть, кстати, и более дешевые китайцы, среди которых тоже начинает расползаться 4к. Например Eken h8 pro вообще за ~120$ т.е. в 3-4 раза дешевле бренов.
Как минимум два года длиться вот это ползание однотипных клонов, и пока максимум прогресса показала сони воткнув таки оптический стаб. От гопро5 многие ждали 6к или 8к но ничего такого не произошло, технически новинка почти клон прошлой с несколькими рюшками типа добавленного GPS. Лучше пишется звук и это вся разница по качеству, собственно, основной функции камеры.
По хорошему, конечно, ни 6к ни 8к сейчас не нужен — можно придумать применение для монтажа, выкропа участка или получения звенящей рекзости при даунскейле но все это не то что-бы критически важно.
Зато очень бы помог переход на 1″ матрицу с текущих поголовных 1/2.3 — 1/2,5 крохотулек из телефона и мыльниц 10 летней давности. В телефон дюймовую матрицу не поставишь без заметного утолщения аппарата но даже там были попытки — Panasonic CM1 получился чемто средним по толщине между телефоном и компактным ЦФК, но таки в самом толстом месте — на объективе — имел толщину всего в 2см, С ЭФР в 28мм и светосилой 2.8. У гопрохи с объективом толщина 3см, т.е. уместить дюймовую матрицу в формфактор гопрохи или незначительно крупнее — возможно. Но никто не делает, и это напоминает ситуацию с упорным нежеланием увеличивать матрицы в полу-проф и выше видеокамерах лет 5-7 назад. Тогда зеркальные фотокамеры давали «киношную» картинку на видео за на порядок меньшие деньги (имея свои недостатки но картинка часто приоритетна) а вендоры видеокамер неспешили укрупнять матрицы в чисто видеокамерах — такое ощущение, что никто не хотел открывать ящик пандоры, ведь стоит комуто сделать даже micro4/3 матрицу за схожие деньги и все старые линейки моментально устареют.
Интересно, кто же все таки разродится первым. Ставлю на сони, у них тут больше всего опыта и возможностей.